Новости / Новости законодательства /
Правовой обзор за 22-27 ноября 2021

МДС
28 ноября 2021

Законопроект о госзакупках вынесен на общественное обсуждение

С 27 ноября Министерство финансов Кыргызской Республики выносит на общественное обсуждение проект Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках».

Проект Закона разработан в целях совершенствования системы государственных закупок и внедрения лучшей практики, а также упрощения процедур государственных закупок и минимизации коррупционных проявлений.

Проект Закона направлен на обеспечение государственных закупок для достижения максимальной выгоды путем эффективного и экономичного использования ресурсов.

В действующей системе государственных закупок существуют ряд проблем, такие как:

- некачественное планирование;

- сложные, нереализованные механизмы;

- длительные сроки процедур закупок;

- необходимость проведения конкурсов на закупки ежегодно;

- отсутствие возможности (способа или метода) осуществления коммерческих закупок для акционерных обществ, осуществляющих свою деятельность на конкурентном рынке;

- недобросовестное, ненадлежащее исполнение договорных обязательств, включая гарантийные обязательства со стороны поставщиков (подрядчиков);

- участие в государственных закупках фирм-однодневок, фирм-посредников и т.д.

Существующие проблемы сложились вследствие несовременности действующего законодательства в сфере государственных закупок.

Проектом Закона предусматривается полный переход на электронные закупки посредством применения электронной подписи (квалифицированной ЭП), также заключение контрактов в электронном формате (смарт-контрактов) с последующим его администрирования на веб-портале.

Для эффективности использования государственных средств, проектом Закона предусматривается Центр закупок (Агент) - орган, определяемый решением Кабинета Министров Кыргызской Республики, который будет проводить централизованные государственные закупки, в том числе для заключения рамочных соглашений, в интересах закупающих организаций. Кабинет Министров Кыргызской Республики определяет виды закупок товаров, работ, услуг, и консультационных услуг для проведения централизованных закупок, а также порядок организации и проведения процедур централизованных закупок.

Также проектом Закона предусматривается упрощение процедур, в частности, упрощены и сокращены методы государственных закупок (введены ограниченный метод, метод из одного источника, в том числе количество случаев применения последнего метода сокращены), упрощена процедура консультационных услуг, введены скидки на цены (альтернативное предложение), внесена балльная система оценки.

Кроме того, для упрощения процедур закупок предусматривается метод запроса котировок с установлением квалификационных требований и без установления требований к поставщикам. Таким образом, при закупке готовых (стандартных) товаров, несложных (стандартных) работ (текущий ремонт, то есть отделочный ремонт уже существующих инженерных коммуникаций) и услуг с конкретным описанием, не требующих установления квалификационных требований, будут закупаться только через электронный каталог. При закупке работ, требующих установления квалификационных требований к поставщикам, такие закупки будут осуществляться через веб-портал.

Исключены и пересмотрены не работающие/не применяемые и противоречащие друг другу статьи, а также статьи со сложным неоднозначным толкованием, проведена гармонизация с международными договорами.

Вместе с тем, в целях упрощения процедур закупок, а также прозрачности и противодействия коррупционных рисков, проектом Закона предусматривается формирование комиссии по закупке из числа сотрудников закупающей организации, сотрудников других органов и представителей гражданского сообщества (по письменному заинтересованности последних), отбор которых будет осуществляться исключительно веб-порталом посредством случайной выборки.

Проектом Закона сокращены сроки для подачи предложений поставщиков.

Ссылка: https://www.gov.kg/ru/npa/s/3425

Введен временный мораторий на лицензирование образовательной деятельности в сфере высшего медицинского образования

В связи со сложившейся ситуацией в подготовке медицинских кадров в сфере высшего образования, вызванной чрезмерным ростом количества высших учебных заведений, реализующих медицинские программы высшего образования, в целях повышения качества подготовки медицинских кадров, постановлением Кабинета Министров КР от 22 ноября 2021 года № 273 введен временный запрет (мораторий) на лицензирование образовательной деятельности по программам высшего медицинского образования с 1 января 2022 года до 1 января 2023 года.

Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Ссылка: https://online.toktom.kg/NewsTopic/6562

Разработана Концепция развития таможенной службы Кыргызской Республики на 2022-2024 годы

С 25 ноября Министерство экономики и финансов Кыргызской Республики выносит на общественное обсуждение проект постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении Концепции развития таможенной службы Кыргызской Республики на 2022-2024 годы и Плана мероприятий по ее реализации».

Ссылка: https://www.gov.kg/ru/npa/s/3418

Вынесен на общественное обсуждение проект НПА о порядке исчисления стажа государственной службы

С 25 ноября Государственное агентство по делам государственной службы и местного самоуправления КР выносит на общественное обсуждение проект Указа Президента Кыргызской Республики "Об утверждении Положения о порядке исчисления стажа государственной службы и муниципальной службы для выплаты процентных надбавок за выслугу лет".

Ссылка: https://www.gov.kg/ru/npa/s/3417

Законопроект «О внесении изменений в Кодекс о неналоговых доходах» одобрен во втором чтении

Депутаты Комитета по экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша Кыргызской Республики на заседании 23 ноября рассмотрели во втором чтении проект закона «О внесении изменений в Кодекс Кыргызской Республики о неналоговых доходах», внесенный Кабинетом министров.

Поправки разработаны в целях освобождения уполномоченного государственного органа по связи от уплаты государственной пошлины, по искам, непосредственно связанным с выполнением функций и полномочий.

После обсуждения законопроект одобрен во втором чтении с учетом предложений и замечаний депутатов.

Ссылка: http://www.kenesh.kg/ru/news/show/12099/zakonoproekt-o-vnesenii-izmeneniy-v-kodeks-o-nenalogovih-dohodah-odobren-vo-vtorom-chtenii

Минтранс предлагает взимать сбор с грузового транспорта и автобусов за проезд по автодорогам общего пользования

С 23 ноября Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики выносит на общественное обсуждение проект постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики «О мерах по реализации Кодекса Кыргызской Республики о неналоговых доходах».

Предлагается утвердить Положение о взимании сбора с грузового транспорта и автобусов за проезд по автомобильным дорогам общего пользования.

Представлены три варианта решения проблемы с описанием преимуществ и недостатков предлагаемых вариантов.

1 Вариант «Оставить все как есть».

Ключевыми последствиями варианта регулирования «оставить все как есть» станут:

 дальнейшая деградация дорожной инфраструктуры;

 неисполнение НПА КР: Кодекса КР о неналоговых доходах, Закона КР «Об автомобильных дорогах»;

 невозможность проведения реформы управления дорожными активами и, соответственно, поддержание неэффективных систем управления:

o дорожным хозяйством;

o государственными финансами в дорожном секторе;

 продолжение практики заимствований в дорожном секторе.

Применение данного варианта регулирования «оставить все как есть» неприемлем для текущей ситуации с автомобильными дорогами страны, так как указанные ранее проблемы и задачи не будут решены, а негативные последствия, являющиеся серьезными препятствиями на пути социально-экономического развития страны в целом и ее регионов, лишь будут нарастать.

2 вариант - принять представленный акт. Принятие НПА повлечет следующие экономические последствия. Так, для бюджета страны стоимость дорожных активов республики составляет порядка 20,0 млрд сом. На текущий ремонт и содержание ежегодно выделяется в среднем 3,0 млрд. сомов, или 0,4% от ВВП.

Потери бюджета по дорожной отрасли, из-за интенсивного разрушения автодорог из-за недофинансирования, составляет порядка 195,0 млрд сомов за 30 летний жизненный цикл дорог, или 6,5 млрд. сомов ежегодно.

Подсчитано, что при внедрении сборов за пользование автомобильными дорогами общего пользования грузовыми транспортными средствами и автобусами, ежегодные поступления составят порядка 2,0 млрд. сомов, исходя из расчета интенсивности движения и предлагаемых размеров тарифа. Направление этих средств на текущий ремонт и содержание автомобильных дорог позволит сэкономить бюджетные средства порядка 43,0 млрд сомов за 30 летний период или 1.4 млрд. ежегодно.

3 вариант - предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики в виде увеличения базовой ставки акцизного налога на бензин, легкие и средние дистилляты и прочие бензины с 5000 до 7000 сом за тонну, в связи с чем реализуется следующая задача государственного регулирования:

Предварительный анализ внедрения III способа решения проблемы по увеличению ставок акцизного налога показал, что имеется риск социального недовольства населения и нарушение поручения Президента КР по введению моратория на негативное воздействие на бизнес среду.

Сравнение вариантов регулирования показало следующее:

 при варианте № 1 проблемы и задачи не будут решены, а негативные последствия, являющиеся серьезными препятствиями на пути социально-экономического развития страны в целом и ее регионов, лишь будут нарастать. При этом, не будут исполняться нормы законодательства.

 при обоих вариантах (№ 2 и № 3) достигаются цели регулирования и положительный эффект от реализации данных мер политики, при этом с помощью варианта № 2 можно достигнуть дополнительных качественных характеристик функционирования дорожной отрасли;

 в то же время вариант № 3 не находит поддержки государственных органов, по крайней мере на данном этапе

 вариант № 2 прошел все предусмотренные законодательством обсуждения.

Таким образом, по совокупности сравниваемых критериев вариант регулирования № 2 в соответствии с подготовленным проектом постановления Кабинета министров КР является наиболее приемлемым и полезным для участников перевозочного процесса, водителей, пассажиров и государства по причинам, описанным ранее.

Ссылка:https://www.gov.kg/ru/npa/s/3410

Утверждены Положения и схемы управления ряда министерств

23 ноября Утверждены Положения и схемы управления ряда министерств Кыргызской Республики. Соответствующее решение подписал Председатель Кабинета Министров Кыргызской Республики Акылбек Жапаров.

Данное решение принято в рамках реализации Указов Президента Кыргызской Республики «О структуре и составе Кабинета Министров Кыргызской Республики и структуре Администрации Президента Кыргызской Республики».

Исходя из этого и в соответствии со статьями 13 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Кабинете Министров Кыргызской Республики» принято решение утвердить:

- Положение о Министерстве энергетики Кыргызской Республики и схему управления Министерства энергетики Кыргызской Республики;

- Положение о Министерстве здравоохранения Кыргызской Республики и схему управления Министерства здравоохранения Кыргызской Республики;

- Положение о Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики и схему управления Министерства экономики и коммерции Кыргызской Республики.

Ссылка: https://www.gov.kg/ru/post/s/20618-bir-katar-ministrlikterdin-zhoboloru-zhana-bashkaruu-skhemalary-bekitildi