По мнению инициаторов, ряда депутатов ЖК, законопроект направлен на уменьшение финансовой нагрузки на заемщиков за счет снижения предельно допустимых процентных ставок. Проектом, помимо прочего, предлагается снижение процентных ставок по кредитам, выдаваемым банками и микрофинансовыми организациями, до средневзвешенной номинальной ставки Нацбанка с добавлением 3 и 7 процентов соответственно.
Аскар Сыдыков, исполнительный директор Международного делового совета, выступил с презентацией, озвучив позицию бизнеса по обсуждаемому законопроекту.
Глава МДС отметил возможные негативные последствия его принятия, включая снижение доступности кредитов для населения и бизнеса, снижение объема кредитования, ухудшение финансовой устойчивости банковской системы, ухудшение инвестиционного климата, рост теневого кредитования и снижение конкуренции в финансовом секторе.
Учитывая негативное влияние нерыночных методов регулирования процентных ставок на бизнес и экономику Кыргызстана, МДС предложил доработать законопроект.
В справке-обосновании к законопроекту одним из ожидаемых результатов обозначено снижение уровня просроченной задолженности.
Однако, согласно данным НБКР, объем просроченных кредитов в КР по состоянию на сентябрь 2024 года составил 7,2 млрд сомов, или всего 2,4 процента кредитного портфеля банковской системы. В сравнении с соседними странами данный показатель является одним из самых низких.
В справке-обосновании отмечается, что ключевой проблемой, которую решает законопроект, является высокий уровень процентных ставок, достигающих в некоторых случаях до 32,83%. Однако средневзвешенная процентная ставка в КР также является почти самой низкой в сравнении с соседними странами.
В качестве примера глава МДС привел опыт других стран, в частности Кении и Замбии. В результате установления предельной ставки кредитования не более чем на 4% выше базовой ставки Центрального банка Кении, рост кредитования частного сектора в этой стране снизился с 25% до 2,4%.
Ограничение доходности банков может привести к снижению их рентабельности, что может отрицательно сказаться на устойчивости финансового сектора.
Кроме того, ограничение доходности для банков и микрофинансовых организаций может вытеснить с рынка небольшие и специализированные финансовые компании, которые не смогут работать с низкими ставками.
При ограничении процентных ставок может увеличиться популярность нелегальных кредиторов, которые не регулируются государством и предлагают займы на более жестких условиях, что создает дополнительные риски для заемщиков.
По мнению бизнес-сообщества, принятие подобных ограничительных мер может вызвать снижение доверия инвесторов к финансовой системе страны, что затруднит привлечение внешних инвестиций и приведет к оттоку капитала.
Принятие предлагаемого законопроекта может также оказать негативное воздействие на микрофинансовые организации, которые в 2023 году привлекли 83% своих ресурсов в валюте от иностранных инвесторов, с объемом инвестиций 20 млрд сомов и стоимостью привлеченных средств от 18% до 20% в национальной валюте.
Микрокредиты являются важным источником финансирования для самозанятых граждан, особенно в тех регионах страны, жители которых не имеют достаточного доступа к банковским кредитам. Снижение поддержки МФО затруднит их возможность получать кредиты, что окажет негативное воздействие на малый бизнес и самозанятых.
В целях снижения процентных ставок рыночными методами, МДС предлагает такие меры как улучшение макроэкономической стабильности, диверсификация экономики, повышение прозрачности банковской системы и привлечение иностранных инвесторов.
Это включает снижение государственного долга, устранение инфляционных рисков, введение стандартов отчетности, соответствующих международным практикам, таких как IFRS, и упрощение условий для прихода иностранных банков.
Предлагается стимулирование конкуренции в банковском секторе путем снижения административных барьеров для новых игроков, ускорение цифровизации банковских услуг для снижения издержек, а также создание условий для привлечения долгосрочных инвестиций через налоговые льготы и выпуск государственных облигаций.
Эти меры позволят снизить стоимость заимствований и создать условия для здоровой конкуренции на финансовом рынке.
МДС призывает к открытому диалогу между государством и бизнесом, чтобы обеспечить сбалансированное развитие финансового сектора, которое будет способствовать экономическому росту и защите интересов всех участников рынка.
МДС продолжает работу по рассмотренному законопроекту.
В приложении - презентация МДС «Влияние нерыночных методов регулирования процентных ставок на бизнес и экономику Кыргызстана», представленная на парламентских слушаниях 13 декабря 2024 г.
Презентация также доступна по следующей ссылке:
https://drive.google.com/file/d/15BhAa_LVC6EkTDIM_LojDhNG3qOudIfH/view?usp=sharing