Среди прочего, это использование рекультивационных фондов недропользователей, применение к горнодобывающим компаниям тарифов на электрическую энергию, сборы за удержание лицензий на право пользования недрами (СУЛы), иные налоговые и неналоговые платежи, а также статус проекта Горного кодекса КР.
В целом, за последние пять лет законодательство по горнорудной отрасли претерпело значительные изменения. Была увеличена финансовая нагрузка на недропользователей, введены новые платежи (налоговые и неналоговые), увеличены ставки некоторых платежей, установлены монопольные права для госпредприятий на некоторые виды услуг, законодательной властью регулярно предлагаются инициативы по монополизации рынка с выделением преференций для госкомпаний.
Участники заседания комитета МДС пришли к выводу, что для улучшения законодательства и условий ведения деятельности в горнорудной отрасли будет эффективнее сначала выработать концепцию развития горнорудной отрасли, которая поможет сформировать общее видение дальнейших действий по совершенствованию условий деятельности в отрасли. Затем разработать стратегию с пошаговым планом мероприятий, с учетом периодов строительства и производственной деятельности каждого значимого горного предприятия, программы освоения малых месторождений.
При наличии таких документов у законодательной и исполнительной власти будет четкое понимание по разработке нормативно-правовой базы горнорудной отрасли.