Аналитика / Статьи /
Правовой режим недропользования в Кыргызстане: вопросы и ответы

Мурат Мадыков и Жылдыз Тагаева, Каликова энд Ассошиэйтс
27 ноября 2012

Территория Кыргызстана богата природными ресурсами с высоким потенциалом для развития. На сегодняшний день в Кыргызстане выявлено более 15 тысяч проявлений месторождений металлов, неметаллов, горючих полезных ископаемых и 450 детально разведанных месторождений полезных ископаемых, которые учтены государственным балансом. Основные природные ресурсы, добываемые в Кыргызстане: золото, серебро, ртуть, сурьма, олово, редкие земли, вольфрам, железо, алюминий, медь, уголь, нерудные материалы, а также подземные термально-минеральные воды. Добываемые природные ресурсы являются основой промышленного производства страны, составляя 56,8% объема промышленного производства. Горнодобывающая отрасль в целом составляет 21% ВВП страны и 24% налоговых поступлений (2011).

1. Правовое регулирование недропользования

Основными законами, регулирующими недропользование, являются:

Закон Кыргызской Республики «О недрах» от 9 августа 2012 года;

Закон Кыргызской Республики «О концессиях и концессионных предприятиях в Республике Кыргызстан» от 6 марта 1992 года;

Закон Кыргызской Республики «О соглашениях о разделе продукции при недропользовании» от 10 апреля 2002 года;

Закон Кыргызской Республики «Об угле» от 3 февраля 1999 года;

Закон Кыргызской Республики «О нефти и газе» от 8 июня 1998 года.

В Кыргызстане недра являются исключительной собственностью государства. При этом земельные участки, в границах которых находятся месторождения полезных ископаемых, могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности, право на использование которыми при геологическом изучении и разработке полезных ископаемых нужно получать отдельно, по решению уполномоченного органа и/или по соглашению с собственником/землепользователем.

Согласно недавним изменениям в законодательство, земли, занятые месторождениями полезных ископаемых, составляют Государственный резерв земель месторождений полезных ископаемых, и право временного пользования земельным участком предоставляется недропользователю Государственным агентством по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики («Госгеологоагентство») одновременно с правом пользования недрами. Однако в настоящее время перевод земель в данную категорию не осуществлен и предложенный механизм пока не работает.

2. Государственные регулирующие органы

Государственными органами, осуществляющими регулирование и контроль за операциями по недропользования в Кыргызстане, являются:

Правительство, которое распоряжается и управляет Государственным фондом недр Кыргызской Республики, утверждает технические регламенты в сфере недропользования, устанавливает ограничения и запреты на пользование недрами в целях обеспечения национальной безопасности, безопасности населения и охраны окружающей среды;

Министерство экономики – уполномоченный орган по разработке государственной политики по недропользованию, в том числе, нормативных правовых актов в сфере недропользования, инвестиционной политики в недропользовании;

Госгеологоагентство – уполномоченный орган по реализации государственной политики по недропользованию, в том числе организует систему предоставления прав пользования недрами и земельными участками, привлекает инвестиции, ведет Государственный баланс запасов полезных ископаемых и Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, выдает, приостанавливает и прекращает право пользования недрами, проводит экспертизу горных и геологических проектов, осуществляет контроль за использованием и охраной недр при геологическим изучении и промышленном освоении недр;

Государственная инспекция по технической и экологической безопасности – уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственный надзор за обеспечением экологической и промышленной безопасности в границах геологического, горного и земельного отводов и контроль за соблюдением природоохранного законодательства и промышленной безопасности при геологическом изучении и промышленном освоении недр;

Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства – уполномоченный орган по реализации политики и регулированию отношений в сфере охраны окружающей среды и пользования природными ресурсами, обеспечения экологической безопасности и природопользования.

3. Компании в сфере недропользования принадлежащие/контролируемые государством

В Кыргызстане существует несколько компаний, принадлежащих государству и осуществляющих деятельность в сфере недропользования. Самой крупной компанией, специализирующейся на освоении месторождений, золота является ОАО «Кыргызалтын». Единственным акционером ОАО «Кыргызалтын» является Правительство в лице Фонда по управлению государственным имуществом. Компания представляет кыргызскую сторону в совместных проектах по добыче золота с иностранными компаниями. Вместе с партнерами по совместным проектам и предприятиям ОАО «Кыргызалтын» производит более 97% золота Кыргызстана.

Государственное предприятие «Кыргызская геофизическая экспедиция» образована Госгеологоагентством. Предприятие осуществляет деятельность по поиску и разведке месторождений полезных ископаемых геолого-геофизическими методами.

Государственное предприятие «Северо-кыргызская геологическая экспедиция» (СКГЭ) выполняет геологические задачи по разведке и подсчету запасов месторождений полезных ископаемых. Вся геологическая информация по месторождениях Таласской, Чуйской, Нарынской и Иссык-Кульской областей находится в архиве СКГЭ. СКГЭ имеет лицензию на геологоразведочные работы, разработку полезных ископаемых, производство буровых и горных работ, ведение взрывных работ и перевозку взрывчатых материалов по территории Кыргызской Республики. Также существует государственное предприятие «Южно-Кыргызская Геологическая Экспедиция», которая занимается разведкой и добычей полезных ископаемых на юге страны.

ОАО «Кыргызнефтегаз», 85% акций которого принадлежит государству, является единственной в Кыргызстане компанией, занимающейся геологоразведочными работами и разработкой месторождений нефти и газа по всей территории страны, а также транспортировкой и переработкой нефти и реализаций нефтепродуктов.

4. Определение и виды права пользования недрами

Право недропользования в Кыргызстане включает в себя право пользования определенным участком недр, включая работы по извлечению полезных ископаемых из техногенных образований.

Право пользования недрами предоставляется для:

Геологического картирования и региональных геологических, геофизических и других научных исследований;

Геолого-поисковых работ;

Геологоразведочных работ;

Разработки месторождений полезных ископаемых, включая отбор и использование подземных вод;

Строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой полезных ископаемых;

Образования особо охраняемых объектов, имеющих научное, культурное, историческое, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, пещеры и другие подземные полости);

Сбора минералогических, палеонтологических коллекций для коммерческих целей;

Сбора каменного материала для декоративных целей и использования в качестве поделочных камней и строительных материалов.

5. Кто может стать недропользователем?

Недропользователями могут быть физические и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, а также иностранные физические и юридические лица, прошедшие государственную регистрацию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Правом недропользования не могут обладать несколько физических и/или юридических лиц одновременно, за исключением случаев долевого участия этих лиц в компаниях. На практике существуют проекты с совместным участием кыргызских компаний и иностранных компаний, а также проекты со 100 процентным участием иностранных компаний.

6. Основные обязанности недропользователей

Законодательством Кыргызской Республики предусмотрены следующие обязанности недропользователей:

Соблюдение законодательства о недрах, промышленной и экологической безопасности и охране окружающей среды;

Предоставление отчетов о выполненных работах в сроки, установленные законодательством;

Рекультивация земельного участка и ликвидация горного имущества при прекращении права пользования недрами;

Консервация и поддержание горного имущества в сохранном, безаварийном и безопасном для людей и окружающей среды состоянии.

7. Инструменты для приобретения права пользования недрами

(i) Приобретение права пользования недрами у государства

Законодательство предусматривает следующие способы приобретения прав недропользования у государства:

лицензия;

государственная регистрация;

концессионный договор; и

соглашение о разделе продукции.

Лицензия

Лицензия является наиболее распространенным основанием пользования недрами и представляет собой документ, удостоверяющий право пользования участком недр, выдаваемый Госгеологоагентством. Законодательство устанавливает следующие виды лицензий в зависимости от вида работ: 1) на геолого-поисковые работы, выдаваемая на срок до 5 лет с последующим продлением в соответствии с техническим проектом; 2) на геологоразведочные работы, выдаваемая на срок до 10 лет с последующим продлением в соответствии с техническим проектом; 3) на разработку месторождений полезных ископаемых, выдаваемая на срок до 20 лет с последующим продлением до истощения запасов полезных ископаемых; 4) на объекты, не связанные с геологическим изучением недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, выдаваемая на срок, предусмотренный техническим проектом, с последующим продлением при корректировке проекта. В зависимости от значимости месторождения/лицензионной площади лицензия может быть получена на основании конкурса, аукциона или прямых переговоров.

Лицензиат имеет исключительное право на трансформацию лицензии на проведение геолого-поисковых работ в лицензию на геологоразведочные работы в отношении проявления или месторождения, открытого и зарегистрированного им в кадастре месторождений полезных ископаемых. Аналогично, после учета запасов полезных ископаемых государственным балансом запасов полезных ископаемых Кыргызской Республики, на основании заключения апробации ГКЗ, лицензиат имеет исключительное право на трансформацию лицензии на право пользования недрами на геологоразведочные работы в лицензию на право пользования недрами на разработку разведанного месторождения.

Государственная регистрация

На основании государственной регистрации осуществляются следующие виды работ:

1. научные исследования недр, выполняемые по утвержденной программе;

2. индивидуальная старательская деятельность.

Государственная регистрация научно-исследовательских работ по изучению недр, выполняемых по утвержденной программе, осуществляется Госгеологоагентством, тогда как государственная регистрация индивидуальной старательской деятельности осуществляется местными государственными администрациями.

Концессия

Концессия - форма права пользования недрами на основе концессионного договора между Правительством Кыргызской Республики и/или уполномоченным государственным органом и недропользователем, при которой недропользователю предоставляется исключительное право на геологическое изучение недр и/или разработку месторождений полезных ископаемых на условиях, определяемых концессионным договором. В настоящее время режим концессии регулируется Законом «О концессиях и концессионных предприятиях в Республике Кыргызстан» от 6 марта 1992 года, однако в ближайшее время предполагается принятие нового закона, регулирующего концессию. Согласно действующему законодательству решение о предоставлении объекта для концессии принимается Правительством КР по итогам конкурса. Концессионный договор заключается на срок от 5 до 50 лет.

Соглашение о разделе продукции

Соглашение о разделе продукции (СРП) - это соглашение, в соответствии с которым Правительство Кыргызской Республики предоставляет недропользователю на определенный срок исключительные права на разработку месторождения полезных ископаемых, а недропользователь обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. В настоящее время режим СРП регулируется Законом Кыргызской Республики «О соглашениях о разделе продукции при недропользовании» от 10 апреля 2002 года, однако в ближайшее время предполагается принятие нового закона, регулирующего СРП. Помимо иных условий пользования недрами СРП должно определять порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения. Обязательной стороной СРП является государство, от имени которого выступает Правительство Кыргызской Республики или уполномоченные им органы. В случае если другой стороной СРП являются иностранные физические или юридические лица, то данное соглашение ратифицируется Жогорку Кенешем (Парламентом) Кыргызской Республики. После подписания соглашения инвестору также выдается лицензия в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. За исключением отдельных случаев, СРП заключается на основании проведенного конкурса или аукциона. Срок СРП не должен превышать 10 лет.

(ii) Приобретение права пользования недрами у (от) другого недропользователя

С вступлением в силу нового Закона «О недрах» 17 сентября 2012 года права недропользования могут передаваться только косвенным путем, то есть через приобретение акций/долей участия в юридических лицах, обладающих лицензией (сделки M&A). Действующее законодательство не предусматривает возможности передачи лицензий от одного лицензиата к другому напрямую. В то же время Закон «О недрах» устанавливает, что лицензии для обеспечения обязательств лицензиата могут передаваться в залог с условием о регистрации в Госгеологоагенстве, однако в настоящее время четкого порядка обращения взыскания на лицензию, переданную в залог, не предусмотрено.

8. Имеет ли государство приоритетное право на приобретение права недропользования?

Кыргызская Республика не пользуется приоритетным правом на приобретение права недропользования, а также не обладает правом преимущественной покупки акций/долей участия в компаниях-лицензиатах. Исключением могут быть случаи, когда государство в лице уполномоченных органов выступает в качестве акционера/участника в компаниях-лицензиатах и, вследствие этого, обладает таким правом в силу корпоративного законодательства. Иным исключением может быть обладание Кыргызской Республикой преимущественной правом покупки стратегического объекта, на основании законодательства о стратегических объектах.

9. Требования в отношении местного содержания

В случае участия в конкурсе на объект общегосударственного значения иностранных юридических и физических лиц, условиями конкурса будут являться соотношение привлеченных отечественных специалистов и рабочих от общего количества работающих, а также программа инвестиций в социально-бытовые условия местного сообщества (подготовка кадров, трудоустройство местного населения и строительство инфраструктуры) с учетом решения проблем местного сообщества, на территории которого находится конкурсный объект. Требования по местному содержанию (наем местного персонала, закупка товаров, работ и услуг) могут содержаться в инвестиционных, концессионных договорах и соглашениях о разделе продукции с недропользователями. В иных случаях пользования недрами требования по местному содержанию отсутствуют.

10. Экологические требования в сфере недропользования

Согласно законодательству о недрах, технический проект на поиск, разведку или разработку месторождения требует обязательного прохождения экологической экспертизы и получения положительного экспертного заключения. Кроме этого, при выполнении работ недропользователи обязаны соблюдать требования экологического законодательства Кыргызской Республики, в том числе следующие основные нормативные правовые акты:

Закон Кыргызской Республики «Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в Кыргызской Республике» от 8 мая 2009 года;

Закон Кыргызской Республики «Об экологической экспертизе» от 16 июня 1999 года;

Лесной Кодекс Кыргызской Республики от 8 июля 1999 года;

Водный Кодекс Кыргызской Республики от 12 января 2005 года;

Закон Кыргызской Республики «Об отходах производства и потребления» от 13 ноября 2001 года и др.

Проведение работ по поиску, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых на особо охраняемых природных территориях (заповедники, природные парки, заказники, памятники природы, ботанические сады, дендрологические и зоологические парки, биосферные территории и/или резерваты, трансграничные особо охраняемые природные территории) запрещается или ограничивается. Существуют также ограничения по проведению работ на приграничных территориях.

11. Налоговый режим недропользования

Как правило, деятельность в сфере недропользования в Кыргызской Республике подпадает под общий налоговый режим, предполагающий уплату и предоставление отчетности по следующим видам налогов для местных компаний и иностранных организаций, действующих в Кыргызской Республике через постоянное учреждение:

налог на прибыль (10%);

подоходный налог (10%);

НДС (общая ставка 12%, по некоторым операциям 0% или 20%);

акцизный налог (ранжируется в зависимости от вида подакцизного товара, его цены или физического объема);

налог с продаж (от 1% до 3%).

17 сентября 2012 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс КР, согласно которым налогоплательщики, осуществляющие деятельность по добыче и реализации золотосодержащей руды, золотосодержащего концентрата, золотого сплава и аффинированного золота не уплачивают налог на прибыль. Указанные лица уплачивают налог на доходы по ставке от 1% до 20% (в зависимости от мировых цен за одну тройскую унцию), применяемой к:

выручке (без учета НДС и налога с продаж) от реализации золотого сплава и аффинированного золота; или

стоимости золота в золотосодержащей руде и золотосодержащем концентрате, исчисленной исходя из мировых цен, в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики.

В настоящее время механизм взимания данного налога не проработан в полной мере, а также пока отсутствует практика его применения.

Иностранные организации, не связанные с постоянным учреждением в Кыргызской Республике и получающие доход из источника в Кыргызской Республике, подлежат обложению налогом на доходы по следующим ставкам:

5% от дохода без учета вычетов от телекоммуникационных услуг, транспортных услуг; страховых платежей по договорам страхования или перестрахования рисков), а также

10% от дохода без учета вычетов от дивидендов, процентов, авторских гонораров, роялти, страховых платежей по договорам обязательного страхования или перестрахования по обязательному страхованию рисков, дохода от услуг по управлению, консультационных услуг и других услуг и работ.

Данный вид налога подлежит удержанию налоговым агентом, т.е. лицом, осуществляющим выплату.

Дополнительно, недропользователи уплачивают налоги за пользование недрами, к которым отнесены бонус и роялти.

Бонус – разовый платеж за право пользования недрами с целью поисков, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых. Налогоплательщиком бонуса является лицо, получившее право пользования недрами. Также бонус уплачивается при смене участников в сумме 10 и более процентов пропорционально изменению данной доли собственности за исключением изменения доли собственности компаний, прошедших листинг на фондовых биржах. Налоговой базой для исчисления бонуса является количество геологических запасов и прогнозных ресурсов, учтенных Государственным кадастром месторождений и проявлений полезных ископаемых Кыргызской Республики, и глубина бурения гидрогеологических скважин. Ставка бонуса устанавливается Правительством Кыргызской Республики по всем видам полезных ископаемых по классификационной таблице в зависимости от степени изученности, ценности и масштаба месторождений и/или проявлений полезных ископаемых, а также размера площади для поисков месторождений полезных ископаемых и глубины бурения гидрогеологических скважин. По месторождениям полезных ископаемых, выставляемым на конкурс, ставка бонуса устанавливается Правительством Кыргызской Республики на каждое месторождение отдельно.

Роялти - текущие платежи за пользование недрами с целью разработки месторождений полезных ископаемых и/или отбора (извлечения из недр) подземных вод. Налоговой базой роялти является:

выручка без учета НДС и налога с продаж, полученная от реализации полезных ископаемых или продукции, полученной в результате переработки полезных ископаемых;

объем реализованной продукции в натуральном выражении;

объем отбираемой воды из недр по водомеру, за исключением специализированных организаций водоснабжения.

Ставки роялти на различные минералы (помимо воды) и строительные материалы установлены в размере от 1% до 12%.

12. Прекращение права пользования недрами

Также право пользования недрами может быть прекращено Госгеолагентством в следующих случаях:

передача лицензии на право пользования недрами в залог и при смене участников без регистрации в Госгеологоагентстве;

нарушение сроков оплаты более чем на 30 дней уплаты бонуса и (или) лицензионных платежей и (или) роялти;

проведение работ без технического проекта, получившего все необходимые положительные экспертизы;

не устранение причин, повлекших приостановку права пользования недрами, в установленные сроки.

Решение о прекращении лицензии может быть обжаловано в суде в порядке, предусмотренным законодательством. Концессионные соглашения и соглашения о разделе продукции могут предусматривать иные основания прекращения прав недропользования.

Прекращение права пользования недрами не освобождает недропользователя от обязанности по рекультивации земельного участка и ликвидации горного имущества, по консервации и поддержанию горного имущества в сохранном, безаварийном и безопасном для людей и окружающей среды состоянии до его передачи последующему владельцу прав пользования недрами и по передаче геологической информации и первичной документации Государственный геологический информационный фонд.

13. Защита прав недропользователя – иностранного инвестора

Законодательством предоставляются довольно широкие права и гарантии иностранным инвесторам, включая гарантии вывоза или репатриации за пределы Кыргызской Республики инвестиций, имущества и информации, гарантии защиты от экспроприации инвестиций и возмещения убытков инвесторам, гарантии использования доходов, свобода денежных операций и др.

Согласно законодательству Кыргызской Республики, при возникновении инвестиционного спора стороны по соглашению могут выбрать любой судебный институт для разрешения своего спора, включая третейские суды, расположенные на территории и за пределами Кыргызской Республики, внутренний и международный арбитраж. В случае отсутствия такого соглашения данный спор рассматривается в судебных органах Кыргызской Республики.

Согласно Закону Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике» любая из сторон инвестиционного спора может инициировать рассмотрение спора путем обращения:

в Международный Центр по Урегулированию Инвестиционных Споров (МЦУИС) на основании Конвенции о порядке урегулирования инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств или правил, регулирующих использование дополнительных средств для проведения слушаний Секретариатом Центра;

в арбитраж или международный временный арбитражный трибунал (коммерческий суд), созданный в соответствии с арбитражными правилами Комиссии ООН по Международному Торговому Праву (ЮНСИТРАЛ).

С 2003 года в Кыргызстане образован и действует Международный третейский суд при Торгово-Промышленной Палате Кыргызской Республики, оказывающий содействие во внесудебном разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений, в том числе при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, включая инвестиционные споры, при условии, что имеется третейское соглашение (арбитражная оговорка), предоставляющее ему соответствующую компетенцию.

Для инициирования арбитражного разбирательства иностранные компании могут также использовать преимущества, предоставляемые двусторонними международными договорами о взаимной поддержке, поощрении и защите инвестиций (капиталовложений), заключенных Кыргызской Республикой с 27 различными странами. Признание и исполнение иностранных арбитражных решений в Кыргызской Республике возможно на основании и в порядке, предусмотренном Конвенцией ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 июня 1958 года, к которой Кыргызская Республика присоединилась в 1995 году.