Постановлением увеличены ставки сбора за удержание лицензий (СУЛы) в десятикратном, двадцатикратном, а в некоторых случаях и в 1000-кратном размере.
Международный деловой совет подготовил анализ на основе данных нескольких предприятий, который может послужить в качестве наглядного примера, чтобы представить масштабы последствий для недропользователей от принятых норм.
Ставка лицензии на проведение геолого-поисковых работ на коренное золото на 4-м году работы увеличилась в 1000 раз (старый коэффициент 0,1, новый – 100 за 1 гектар); ставки на геологоразведочные работы на 6-м году увеличились в 20 раз (старый коэффициент 8, новый – 160 за 1 гектар), а ставка лицензии на разработку на 8-м году возрастает в 55 раз (старый коэффициент 10, новый – 550 за 1 гектар).
Группа компаний, занимающаяся геолого-поисковыми работами, сообщила, что по старым ставкам они платили чуть более 5 млн. сомов в год, а по новым ставкам должны будут платить более 12 млрд. сомов в год. Другая компания, владеющая лицензией на геологоразведочные работы, в среднем платила около 7,5 млн. сомов в год, а теперь должна платить более 154 млн. сомов в год. Еще одна компания, владеющая лицензией на разработку, по старым ставкам платила в среднем около 170 тысяч сомов в год, теперь же должна платить более 11 млн. сомов в год.
Стоит обратить внимание и на другие виды деятельности. Как показывает практика, любое удорожание производства отражается на конечной стоимости готовой продукции.
Постановлением значительно увеличены СУЛы в отношении предприятий, добывающих сырье для строительных материалов (мрамор, известняк, глину и суглинок, песчано-гравийную смесь и прочее), а также уголь.
Например, ставка лицензии на разработку месторождений стройматериалов на 7-м году работы (наиболее распространенный срок в этой сфере) увеличилась в 20 раз (старый коэффициент 15, новый коэффициент 300 за 1 гектар).
Сегодня мы наблюдаем высокую конкуренцию на рынке стройматериалов, и даже небольшое увеличение себестоимости продукции может привести к неконкурентоспособности местных производителей строительных материалов как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Разумеется, в очередной раз возрастет цена стройматериалов для населения, причем изрядно.
В стране начался осенне-зимний период, и в связи лимитами на потребление электроэнергии население активно закупает уголь. Напомним, местный уголь закупают ТЭЦ и многие котельные.
При этом ставка лицензии на разработку угольных месторождений на 7-м году работы увеличилась в 16,6 раза (старый коэффициент 15; новый коэффициент 250).
Увеличение неналоговой нагрузки на угольные предприятия может отразиться на цене угольной продукции, что ляжет дополнительным бременем на население страны.
Согласно законодательству, проекты нормативных правовых актов, направленные на регулирование предпринимательской деятельности, кроме анализа регулятивного воздействия, подлежат обсуждению с бизнес-сообществом. Чего сделано не было.
Более того, документ не был вынесен на общественное обсуждение. Поэтому новость о введении новых СУЛов вызвала, мягко говоря, недоумение в бизнес-сообществе.
По мнению бизнеса, постановление искажает основную цель платежа за удержание лицензии. В свое время этот вид платежа был введен как один из инструментов борьбы с субъектами, удерживающими лицензии без проведения каких-либо работ на участках и с целью дальнейшей перепродажи лицензий.
В этом смысле Порядок уплаты, исчисления сбора и ставок сбора за удержание лицензий на право пользования недрами, как в существующей, так и в недавно принятой редакции, не соответствует своему духу и замыслу. Потому что повышенные ставки СУЛов коснутся всех недропользователей, и больше всех пострадают добросовестные предприятия.
Частные компании работают на государство
Поисковые и геологоразведочные компании выполняют очень важную для государства работу – открытие новых месторождений, пополнение минерально-сырьевой базы.
Практически все ныне доступные месторождения были открыты в советское время, тогда поиском и разведкой занимались 8 специализированных полевых экспедиций, в которых работали свыше 13 тысяч человек. Сейчас эти экспедиции практически бездействуют, новые месторождения не открываются, потому что не хватает государственного финансирования.
В рыночной экономике эту функцию должны выполнять частные компании. Таким образом было открыто месторождение Шамбесай, одно из немногих, открытых за период независимости.
Поэтому очень важно поисковые и геологоразведочные компании поощрять, во многих странах их вообще освобождают от платежей, а платежи, аналогичные СУЛу, применяются для разработчиков. В случае если они не вышли на проектную мощность и их ожидания не подтвердились, чтобы не приостанавливать лицензию, не останавливать работу, вводятся такие мягкие экономические меры воздействия.
В нашем случае СУЛы применяются ко всем – и поисковикам, и геологоразведочным компаниям, и разработчикам, причем по этим новым ставкам необоснованно высокими платежами будут облагаться все.
К чему это приведет? Поисковые и геологоразведочные компании (так называемые юниорские компании, которые потом привлекают больших инвесторов) будут вынуждены свернуть свою деятельность и уйти в другие страны. Они уйдут, и эту роль некому будет выполнять для государства. Лицензионные площади будут простаивать, а горнодобывающая отрасль и геология в целом придут в замедленное состояние, в стагнацию.
Еще один важный момент. Даже по действующим ставкам СУЛов идет недобор средств, поступающих в бюджет государства. Например, в 2015 году собираемость по ПУЛам (плате за удержание лицензии) составляла около 40 процентов. С 2017 года наблюдается тенденция на снижение объема выплат по СУЛам. В 2017 году выплачено 392 851,8 тысячи сомов, в 2018 - 377 891,1 тысячи сомов, в 2019 - 341 357,7 тысячи сомов и в 2020 - 251 399,1 тысячи сомов.
Поэтому повышение ставок может привести к еще большему падению выплат в бюджет в среднесрочной перспективе.
Так есть ли смысл повышать платежи? Экономической логики в этом нет, пострадают все местные бюджеты, куда эти СУЛы попадают.
Как сообщает пресс-служба Кабинета министров КР, ежегодные отчисления в местные бюджеты по ПУЛам составляют 250-377 млн. сомов. Если большая часть компаний свернет свою работу, будут огромные выпадения по неналоговым отчислениям в местные бюджеты (айыл окмоту).
Насколько мы поняли, логика инициаторов повышения этих ставок в том, чтобы компании не удерживали лицензии, сокращали лицензионные площади или освобождали их. Но в нынешней ситуации этим компаниям придется полностью свернуться, даже в случае сокращения площади.
По словам специалистов предприятий, новые ставки СУЛов будут неподъемным бременем, и в калькуляциях это видно. Действующие инвесторы уйдут, а новые добросовестные компании вряд ли придут на эти площади. Никто не станет вкладывать инвестиции, когда стоимость СУЛов превышает стоимость собственно геологических работ. Или могут прийти недобросовестные, нечистые на руку компании с другими целями. Поэтому очень важно отнестись к этому серьезно.
Если компании не выполняют свои планы горных работ, не используют поисковые и геологоразведочные площади по назначению, то есть механизмы контроля и воздействия, предусмотренные законодательством о недрах. Это процедуры приостановления или аннулирования лицензии, и можно использовать эти рычаги.
Минерально-сырьевая база страны должна постоянно пополняться, заменяя уже отработанные месторождения. Но чтобы открывать новые месторождения и пополнять госбаланс полезных ископаемых, нужно, по примеру передовых стран, поддерживать поисковые и геологоразведочные работы, а не тормозить их работу, привлекать инвесторов льготами и преференциями, а не разгонять их новыми фантастическими ставками сборов.