Новости / Новости законодательства /
Правовой обзор за 25-29 ноября 2019

МДС
30 ноября 2019

Министерство экономики выносит на общественное обсуждение законопроект, направленный на улучшение налогового администрирования при проведении выездных проверок (исключит возможность проведения необоснованных проверок)

Министерство экономики Кыргызской Республики выносит на общественное обсуждение проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики».

Целью и задачей данного законопроекта является улучшение налогового администрирования в рамках мер по проведению выездных проверок.

Предлагаемые изменения и дополнения в статьи Налогового кодекса направлены на недопущение необоснованного вмешательства государственных органов, в том числе органов налоговой службы, в деятельность субъектов предпринимательства, а также на усиление их правовой защиты, создание благоприятной предпринимательской и инвестиционной среды, противодействие проявлению коррупционных рисков при осуществлении проверок органами налоговой службы в рамках проведения налогового контроля в виде выездных внеплановых, встречных проверок и перепроверки.

Согласно нормам, предусмотренным Временными правилами, выездные налоговые проверки подлежат регистрации в органах прокуратуры.

При этом в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, предусматривающие:

- право налогоплательщика запросить копию тех документов, которые послужили основанием для назначения внеплановой проверки или перепроверки;

- обязанность органов налоговой службы в обязательном порядке ознакомить проверяемого налогоплательщика с подтверждающими документами, свидетельствующими о фактах неправильного исчисления налогов или уклонения от уплаты налогов, которые послужили основанием для назначения текущей проверки.

Отсутствие отмеченных норм в налоговой законодательстве может привести к недоверию к государственным органам со стороны бизнес-сообщества, а также к риску назначения выездных внеплановых проверок и/или перепроверок, при которых используются незаконные основания, даже если назначение такой проверки было ранее зарегистрировано в органах прокуратуры в соответствии с Временными правилами.

В настоящее время в органы налоговой службы поступают письма от правоохранительных органов о возбуждении уголовного дела на хозяйствующий субъект и/или постановление следователей с требованием проведения налоговой проверки.

Отдельные письма или постановления следователей не сопровождаются документально подтвержденными сведениями о наличии фактов неправильного исчисления налога, что противоречит налоговому законодательству, регулирующему порядок и процедуру назначения и проведения выездной проверки. Встречаются факты, когда правоохранительные органы выносят постановления следователя о назначении налоговой проверки хозяйствующих субъектов, на которых не возбуждалось уголовное дело, в том числе по факту налогового правонарушения или только потому, что они являются контрагентами субъекта, на которого возбуждено уголовное дело.

Свои требования правоохранительные органы мотивируют тем, что в УПК КР существует норма, которая обязывает всех исполнять постановление следователя, в том числе о назначении проверки. При этом следует отметить, что помимо отсутствия подтверждающих документов о фактах неправильного исчисления налога, следователь в своем постановлении в качестве основания отражает следующее: «в целях уточнения, имеются ли факты нарушения налогового законодательства».

Данная практика приводит к нарушению налогового законодательства КР, которые сопровождаются судебными разбирательствами, а порой и объяснениями в органах прокуратуры. Предлагаемый законопроект приведет к строгому исполнению налогового законодательства не только со стороны налоговых, но и правоохранительных органов, а также исключит возможность проведения необоснованных проверок.

Ссылка: https://www.gov.kg/ru/npa/s/2049

Правительство инициировало введение моратория на производство и реализацию изделий из полимерных пленок

25 ноября на общественное обсуждение вынесен проект постановления Правительства Кыргызской Республики о введении моратория на производство и реализацию изделий (пакеты, сумки, мешки, упаковочные материалы) из полимерных пленок менее 20 мкм, предназначенных для населения (конечного потребителя).

Целями и задачами соответствующего постановления являются предотвращение загрязнения окружающей среды и сокращения объемов образующихся отходов от упаковочных пакетов из полимерных материалов.

В республике повсеместно используются упаковочные пакеты из полимерных материалов, которые, как правило, являются одноразовыми и, стихийно накапливаясь в общественных местах, негативно влияют на состояние окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологическую обстановку в целом по стране, и особенно вблизи крупных населенных пунктов. Массовое использование упаковочных пакетов из полимерных материалов приводит к тому, что вокруг территории свалок твердых бытовых отходов накапливается большое количество упаковочных пакетов из полимерных материалов, что создает дополнительное негативное воздействие на окружающую среду.

На сегодняшний день в местах размещения отходов потребления накоплено около 16,4 млн тонн отходов. При инвентаризации был определен приблизительный морфологический состав размещенных отходов. Из морфологического состава видно, что отходы из полимерных материалов составляют 21% от общего числа отходов накопленных на свалках ТБО.

Принятие постановления должно внести существенный вклад в обеспечение экологической безопасности страны.

Ссылка: https://www.gov.kg/ru/post/s/okmt-polimerdik-materialdardan-zhasalgan-buyumdardy-ndrg-zhana-any-satuuga-moratoriy-kirgizn-demilgeledi

Утвержден порядок постановки на консульский учет и снятия с консульского учета граждан страны

Утвержден порядок постановки на консульский учет и снятия с консульского учета граждан Кыргызской Республики посредством использования автоматизированной информационной системы «Консульский учет». Соответствующее решение подписал Премьер-министр Кыргызской Республики Мухаммедкалый Абылгазиев.

Документ предусматривает постановку граждан Кыргызской Республики на консульский учет, а также снятие с консульского учета посредством автоматизированной информационной системы «Консульский учет».

Автоматизированная информационная система «Консульский учет» (далее - консульский учет) представляет собой информационную систему, обеспечивающую автоматизацию процессов постановки на консульский учет и снятие с консульского учета граждан Кыргызской Республики.

Предусмотрено, что за постановку на консульский учет консульские сборы не будут взиматься.

Бесплатная постановка на консульский учет граждан Кыргызской Республики выступит одной из мер по защите прав и интересов сограждан за рубежом как доступной консульской услуги, позволяющей установить точное количество граждан Кыргызской Республики, проживающих за рубежом.

Следует отметить, что на основе данных консульского учета составляются списки избирателей в каждом загранучреждении Кыргызской Республики. В этой связи, данная мера окажет позитивное влияние на повышение явки избирателей на выборах и референдумах за рубежом.

Кроме того, внедрение электронного консульского учета позволит во многом автоматизировать деятельность заграничных учреждений Кыргызской Республики путем перевода на электронный формат бумажной части работы сотрудников дипломатической службы, а также снизит затрачиваемое время на осуществление консульских услуг.

Ссылка: https://www.gov.kg/ru/post/s/olk-zharandaryn-konsulduk-esepke-aluu-zhana-konsulduk-esepten-chygaruu-tartibi-bekitildi

Жогорку Кенеш принял ряд законопроектов в третьем чтении

27 ноября депутаты Жогорку Кенеша Кыргызской Республики приняли в третьем чтении следующие законопроекты:

- «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «О защите прав свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства». Инициатор – Правительство, постановление № 422 от 10.09.18.

- «О ратификации Дополнительного протокола к Соглашению между Правительством Кыргызской Республики и Правительством Турецкой Республики о взаимных поездках граждан от 26 апреля 2011 года, подписанного 7 мая 2019 года в городе Анкара». Инициатор – Правительство, постановление № 595 от 01.11.19.

Ссылка: http://www.kenesh.kg/ru/news/show/9049/zhogorku-kenesh-prinyal-ryad-zakonoproektov-v-pervom-vtorom-i-tretyem-chteniyah

Жогорку Кенеш принял законопроекты о республиканском бюджете КР в трех чтениях

28 ноября депутаты Жогорку Кенеша приняли в трех чтениях законопроекты «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета КР за 2018 год», «О внесении изменений в Закон КР «О республиканском бюджете КР на 2019 год и прогнозе на 2020-2021 годы» и «О республиканском бюджете КР на 2020 год и прогнозе на 2021-2022 годы».

Общий объем доходов государственного бюджета с учетом грантов государственных инвестиций на 2020 год прогнозируется в сумме 183 млрд 708 млн сомов, или на уровне 27,5% к ВВП. Общие доходы республиканского бюджета с учетом грантов государственных инвестиций в 2020 году предусматриваются в сумме 163 млрд 710 млн сомов. Общий объем расходов республиканского бюджета на 2020 год установлен на уровне 173 млрд 663 млн сомов (26,0% ВВП). В период 2021-2022 годы расходы республиканского бюджета составят 173 млрд 498 млн сомов и 174 млрд 967 млн сомов, соответственно. Дефицит республиканского бюджета на 2020 год составит 9 млрд 953 млн сомов или 1,5% ВВП.

Ссылка: http://www.kenesh.kg/ru/news/show/9068/zhogorku-kenesh-prinyal-zakonoproekti-o-respublikanskom-byudzhete-kr-v-treh-chteniyah

Министерство экономики выносит на общественное обсуждение законопроект по улучшению администрирования налогов и страховых взносов

С 29 ноября Министерство экономики КР выносит на общественное обсуждение проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Налоговый кодекс, Закон «О государственном социальном страховании» и Закон «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию»)».

Проект закона направлен создание благоприятных условий для налогоплательщиков и на улучшение позиций Кыргызской Республики в международных рейтингах.

Одним из параметров по индикатору «Налогообложение» является показатель налоговых выплат, который отражает общее количество уплаченных налогов и отчислений, метод уплаты, частоту уплаты, частоту подачи отчетности и количество ведомств, задействованных в процессе, в стандартном случае рассматриваемой компании на второй год ее работы.

В соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики с 1 января 2019 года функции и полномочия по сбору страховых взносов, контролю за исчислением и уплатой страховых взносов, привлечению к ответственности за нарушение требований законодательства Кыргызской Республики в сфере государственного социального страхования переданы Государственной налоговой службе при Правительстве Кыргызской Республики.

Таким образом, администрирование налогов и страховых взносов осуществляется одним уполномоченным государственным органом.

Следующим этапом является упрощение и сокращение количества представляемых налогоплательщиками отчетов в органы налоговой службы путем объединения отчета по подоходному налогу и расчетной ведомости по средствам государственного социального страхования.

Указанные меры позволят выработать единую форму отчетности по подоходному налогу, страховым взносам и статистическим данным взамен следующей отчетности:

1) Отчет по подоходному налогу, удерживаемому налоговым агентом - субъектом малого предпринимательства, некоммерческой организацией (FORM STI-132);

2) Отчет по подоходному налогу, удерживаемому налоговым агентом - субъектом среднего предпринимательства (FORM STI-133);

3) Отчет по подоходному налогу, удерживаемому налоговым агентом (FORM STI-134) (за исключением субъекта малого, среднего предпринимательства, некоммерческих организаций);

4) Информация о суммах выплаченных доходов и удержанного подоходного налога налоговым агентом (FORM STI -017);

5) Информация о суммах выплаченных доходов и удержанного подоходного налога налоговым агентом с физических лиц, работающих по договорам, заключенным в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики (FORM STI-058);

6) Расчетная ведомость по средствам государственного социального страхования;

7) Отчет по труду (Форма № 1-Т).

При этом в налоговом законодательстве и законодательстве по государственному социальному страхованию имеются несоответствия.

Законопроектом предусматривается внесение изменений, предусматривающих:

- применение единого порядка исчисления минимального расчетного дохода, определяемого по районам и городам Кыргызской Республики в размере 40 процентов среднемесячной заработной платы работников за предыдущий год на основании данных государственного статистического органа;

- установление сроков представления единой отчетности по подоходному налогу и страховым взносам на ежемесячной основе.

Ссылка: https://www.gov.kg/ru/npa/s/2053