Новости / Новости МДС /
Бизнес-сообщество обсудило Деловую повестку бизнеса

26 марта 2017

24 марта в отеле «Хаятт Ридженси Бишкек» прошла презентация Деловой повестки бизнеса. Представители бизнес-сообщества, включая Международный деловой совет (МДС), под эгидой аналитического центра «Бизэксперт» сформировали план мероприятий для государственных органов, который необходимо реализовать для улучшения деловой активности в конкретных сферах экономики страны.

В рамках Деловой повестки бизнеса затронуты актуальные вопросы в таких важных секторах, как нефтетрейдинг, ювелирная отрасль, легкая промышленность, туризм и др.

«Деловая повестка бизнеса в первую очередь – это краткосрочный, с понятными индикаторами документ, реализацию которого можно легко и системно отслеживать», – отметил заместитель исполнительного директора МДС Данияр Медеров.

Представитель МДС выступил с докладом по актуальным проблемам топливного сектора, призвав депутатов ЖК КР и профильные министерства и ведомства перестать обременять нефтетрейдинговый сектор различными инициативами, которые могут отрицательно сказаться на деловой активности нефтяных компаний.

Сектор нефтетрейдинга переживает сегодня не самые лучшие времена, и на это есть причины. Одна из проблем – нелегальный импорт ГСМ из Казахстана, сообщил Данияр Медеров.

В прошлом году были периоды, когда нелегальный ввоз ГСМ составлял до 30% от общего объема импорта. Это негативно отразилось на деловой активности сектора, на объемах реализации и, соответственно, на налоговых поступлениях в госбюджет.

Причина нелегального импорта ГСМ заключается в огромной разнице цен местных ГСМ по сравнению с казахстанским продуктом.

В Кыргызстане базовая ставка акцизного налога на бензиновую группу сегодня составляет 5 тысяч сомов за тонну, в то время как в Казахстане она почти вдвое меньше (в пересчете на валюту КР - 2,3 тыс. сомов). Получается большая разница – в среднем 8 сомов за литр.

«Я далек от мысли, что государство не предпринимает действий для решения этой проблемы. Государство в лице Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики (Финансовая полиция) проводит оперативные мероприятия, но им тоже надо помочь, не создавая стимулов для нелегального импорта ГСМ, - сказал Данияр Медеров. - Решения принимаются, но мы одной рукой боремся, а другой стимулируем нелегальный импорт».

Между тем в стране есть законодательная инициатива (новая редакция Налогового кодекса КР), предлагающая увеличить базовую ставку налога на ГСМ до 10 тысяч сомов. Это повысит стоимость ГСМ в КР еще на 4 сома, в итоге разница будет уже в 12 сомов. Таким образом, нелегальный ввоз ГСМ станет еще привлекательнее.

Согласно законодательству, правительство может двигаться в рамках этой базовой ставки и в сторону снижения, не превышая верхний порог.

«Но по нашим данным, начиная с 2013 года эта ставка применялась по максимуму. И вполне вероятно, что подобная практика продолжится», уточнил представитель МДС.

Поэтому важно, чтобы к этому вопросу был достаточно прагматичный подход, нельзя относиться к нефтетрейдерам предвзято. Почему-то принято думать, что этот сектор приносит сверхдоходы, и к нему порой относятся как к «дойной корове».

Действительно, в рамках Евразийского экономического союза предполагается гармонизация налоговых ставок. Но при этом гармонизация не должна происходить в ущерб государству. Почему нужно «подтягивать» ставку акциза до российского уровня (в пересчете на сомы – около 11 тысяч), не учитывая разницы в экономическом развитии стран и состоянии нефтегазового сектора?

О негативном влиянии разницы акцизных ставок и как следствие, росте нелегального импорта ГСМ можно судить по такому примеру: российская компания, действующая на местном рынке, ранее имела здесь 115 АЗС и 8 крупных нефтебаз, но из-за невозможности обеспечения конкурентоспособности ей пришлось значительно сократить свои активы, и теперь в стране действует лишь 50 АЗС и четыре нефтебазы.

Правительству не следует допускать обременений для нефтетрейдеров, считают в МДС. Такие вопросы нужно обсуждать с бизнесом, и принимать решения исходя из взаимных интересов.

О важности сектора можно судить по объему налогов, выплаченных нефтетрейдинговыми компаниями в госбюджет. В 2016 году они составили порядка 6 млрд. сомов, или 10 процентов от общих доходов госбюджета.