Новости / Новости МДС /
Политика открытого неба: Готов ли Кыргызстан к либерализации воздушного пространства?

31 июля 2014

Что нужно предпринять, чтобы с введением политики открытого неба в Кыргызстане не только возрос оборот пассажирских перевозок, повысился уровень обслуживания, увеличилось количество маршрутов и их направлений, но и сохранилась отечественная гражданская авиация? Эти и многие другие вопросы обсудили участники открытого заседания, которое провел Международный деловой совет (МДС).

В дискуссиях участвовали депутаты Жогорку Кенеша КР, эксперты международных проектов, независимые эксперты, представители государственного сектора, частных авиационных компаний и бизнес-сообщества. Заседание проведено при поддержке GIZ (Германского общества по международному сотрудничеству).

Сначала организаторы встречи уточнили, что имеется в виду под термином «открытое небо». Этот термин, который применяется в международной авиации и когда-то был в Воздушном кодексе КР, подразумевает возможность контроля за военной инфраструктурой.

В коммерческом аспекте «открытое небо» связано с широкомасштабной либерализацией, когда можно допускать на наш рынок практически всех перевозчиков, желающих забирать отсюда нашу коммерческую загрузку, привозить ее сюда, продавать билеты и возить пассажиров и грузы в третьи и четвертые страны.

Еще в начале 2013 года Министерство транспорта и коммуникаций КР было категорически против проекта введения открытого неба в Кыргызстане, предложенного Министерством экономики. Однако после того, как документ был пересмотрен с учетом интересов отечественной авиационной отрасли, Минтранс иМинэконом пришли к единому мнению, что с 1 января 2015 года Кыргызстан объявит принцип открытого неба. К этому сроку оба министерства должны внести изменения и дополнения в Воздушный кодекс КР, прежде всего, само понятие «открытое небо».

Было решено, что к либерализации в авиации следует подходить постепенно, шаг за шагом, создавая такие условия, чтобы местные авиаторы продолжали работать и могли конкурировать с зарубежными компаниями.

Преимущества

Министр экономики Темир Сариев сообщил о преимуществах внедрения политики открытого неба в стране. Этот режим ввели 119 стран, в том числе 18 стран екларировали его в одностороннем порядке.

Обсуждение политики открытого неба в стране идет уже в течение четырех лет, и работает специально созданная комиссия.

Существует восемь степеней свободы воздушного пространства. В Кыргызстане сейчас работает 4-я степень, когда самолет, прилетев из пункта "А" в пункт "Б", потом должен обязательно улететь обратно в пункт "А". По пятой степени авиаперевозчик может прилететь из пункта "А" в пункт "Б", а потом улететь в пункт "С". Как показало исследование, проведенное экспертной группой Министерства экономики при поддержке GIZ, в стране целесообразно введение пятой и шестой степеней свободы воздуха, определенных Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). При таких условиях многие авиакомпании могли бы летать транзитом через Кыргызстан. А чем их больше, тем выше конкуренция и качество услуг, ниже цены и больше маршрутов.

С ростом конкуренции ожидается повышение уровня обслуживания потребителей: увеличится количество маршрутов полетов и их направлений. В результате конкуренции снизятся цены на билеты, повысится уровень безопасности полетов. Кроме того, этот режим позволит обеспечить свободный рост участия иностранных компаний в отрасли. Высока вероятность, что появятся известные международные авиакомпании, которые будут инвестировать в развитие инфраструктуры аэропортов, которые станут для них базовыми. Новый режим будет содействовать развитию туризма, так как с появлением транзитных перевозок увеличится число туристов, которые сегодня не могут попасть в страну из-за отсутствия авиасообщения. Введение политики открытого неба решит вопросы по выпадению платежей от закрытия американского центра транзитных перевозок в аэропорту «Манас».

Чтобы объявить открытое небо, не нужно много усилий. «Но, как только авиакомпании начнут изучать наш рынок, они откажутся летать через нас, поскольку мы не соответствуем международным требованиям. Самое главное в этом вопросе - привлечь международные авиакомпании, сделать так, чтобы они летали через Кыргызстан», -объяснил Темир Сариев.

Если в республике будет введен проект открытого неба, правительство не будет вмешиваться в деятельность авиакомпаний, в установление стоимости билетов, в осуществление грузовых и пассажирских перевозок, заверил министр экономики.

Нечего держаться за запреты

Эмиль Уметалиев, президент компании Kyrgyz Concept, был среди тех, кто два года назад инициировал внедрение политики открытого неба в Кыргызстане. С тех пор проект рассматривают в правительстве, он проходит необходимые процедуры согласования, но до сих пор не утвержден.

«Нечего держаться за запреты в регулировании воздушного пространства, - считает Уметалиев. - Кыргызстан далек от морских портов, но эта отдаленность вместе с минусом дает плюс - страна находится в центре континента. В 21 веке можно прагматично использовать преимущества интернет-пространства и воздушного сообщения и стать транзитным аэропортом».

Известный бизнесмен уверен, что надо предоставить возможность всем заинтересованным сторонам из дальних уголков континента и земного шара использовать наш аэропорт для транзита. Кыргызстан получил бы выгоду не только от множества наземных услуг, которые должны развиваться вслед за открытым небом, а еще и от того, что наши воздушные перевозчики получили бы новые рынки, став радиальнымиперевозчиками. «Тогда наши ныне протестующие авиаперевозчики выиграли бы, получив совершенно новые возможности и новые рынки, которых сегодня не имеют».

Сначала в Таможенный союз?

Однако стоит учесть, что страны Таможенного союза планируют внедрить проект единого евразийского неба. Кыргызстан официально заявил о намерении вступить в ТС и Евразийский экономический союз, и должен согласовать свой проект со странами Таможенного союза. Будут ли эти страны рады тому, что иностранные самолеты будут летать над ними?" - предупредили представители Министерства транспорта и коммуникаций.

По данным Минтранса, транспортное сообщение Кыргызстана с зарубежными странами ежегодно увеличивается, открываются новые маршруты. После запрета полета судов советского производства полностью обновлен парк авиалайнеров.

Депутат Жогорку Кенеша, член Комитета ЖК по транспорту, коммуникации, архитектуре и строительству Нарынбек Молдобаев считает, что режим открытого неба целесообразнее вводить после вступления страны в Таможенный союз, иначе могут возникнуть проблемы.

«Мы хотим войти в Таможенный союз, а там будут свои условия игры. Нам нужно все продумать, чтобы потом не менять проекты, - сказал он. - Поспешив, мы можем нанести урон отечественным компаниям».

Депутат выразил сомнение в том, что Кыргызстан готов к внедрению открытого неба. Сможем ли мы принять больше пассажиров на паспортном контроле и при приеме багажа? Есть ли у нас скоростные топливно-заправочные комплексы? У нас всего одна взлетно-посадочная полоса, а надо хотя бы две. На все это нужны средства, которых в бюджете пока нет. «Не поставим ли мы телегу впереди лошади?» - заключил депутат, предложив подождать изменений условий в случае присоединения Кыргызстана к ТС.

Помогут инвесторы

С точки зрения аэропорта приветствуется любая либерализация рынка, потому что открытое небо дает возможность увеличивать количество авиакомпаний, которые будут пролетать через Кыргызстан и прилетать в страну, считает заместитель председателя правления ОАО "Международный аэропорт "Манас" Даир Токобаев. «Мы будем зарабатывать за счет взлет-посадки, услуг авиасудам – как зарабатывали на американском транзитном центре».

Со стратегической точки зрения важно сохранить национальных операторов. «В ОАО «Международный аэропорт «Манас» доходы от национальных операторов составляют всего два процента в общей структуре доходов, - сообщил Токобаев. - По некоторым позициям мы работаем в убытке, предоставляя местным компаниям услуги ниже себестоимости, но это стратегический фактор».

Даир Токобаев презентовал инвестиционные проекты. Инвесторы хотят построить в Оше новый аэропорт, без обременения государственного бюджета. В целом, аэропорты республики загружены на четыре процента, в частности "Манас" загружен на 17 процентов, но при этом Ошский аэропорт перегружен.

Готовы инвесторы также вкладывать средства в модернизацию аэропорта в Тамчы на Иссык-Куле, что будет способствовать развитию туризма. Кроме того, около $200 миллионов инвестиций планируется привлечь в реконструкцию аэропорта «Баткен».

Восемь инвестиционных предложений поступило по созданию авиахаба на базе Международного аэропорта «Манас». Предстоит выбрать наиболее благоприятную модель не только с финансовой точки зрения, но и по инвестиционной привлекательности. Важный фактор – соблюдение национальных интересов, но без инвестиций хаб построить невозможно.

Геолокация Кыргызстана выгодная и позволяет осуществлять перевозки во все страны, сообщил Токобаев. Через Кыргызстан можно будет летать в Юго-Восточную Азию и Европу.

Первична экономика

Таалайбек Окенов, президент Ассоциации авиаперевозчиков Кыргызстана, считает, что либерализацию воздушного пространства надо проводить постепенно. Провозглашение открытого неба не приведет к его открытию, потому что авиация, как любой вид транспорта, относится к инфраструктуре, она обслуживает экономику Кыргызстана. Авиация вторична, первична экономика, подчеркнул президент ассоциации. «Как только начнет подниматься экономика, тогда (может, даже с опережением), нужно взять курс на либерализацию воздушного пространства».

Карим Дамин, генеральный директор ОсОО «Авиа Трафик Компани», уверен, сейчас от введения открытого неба будет больше вреда, чем пользы. Чиновникам, ответственным за развитие экономики, в первую очередь надо думать о пополнении бюджета и создании рабочих мест. Если сейчас полностью либерализовать наше воздушное пространство, то экономически более мощные зарубежные компании попросту «раздавят» наших авиаперевозчиков, считает руководитель авиакомпании. Государство потеряет налоговые поступления: являясь членом ИКАО, Кыргызстан не может применять косвенные налоги к иностранным перевозчикам, и налоговая база уйдет в другие страны.

В последние годы авиационная отрасль Кыргызстана развивается, растет пассажиропоток, за год открыто 30 новых рейсов. «Так зачем подвергать хорошо работающую отрасль опасности? – выразил сомнение местных авиаторов Таалайбек Окенов. - В этом проекте много противоречий, и просто объявив, что мы открыли небо, ситуацию не изменить».

Ассоциация не против внедрения этого проекта. "Но мы должны учитывать интересы тех компаний, которые успешно работают у нас. При внедрении политики открытого неба необходимо принять меры, чтобы избежать банкротства отечественных авиакомпаний", - сказал Окенов.

Ассоциация авиаперевозчиков предлагает подходить к внедрению открытого неба постепенно, шаг за шагом, - так, как это делали в Европе и США. Европа 30 лет шла по пути либерализации, и лишь потом пришла к открытому небу – но в рамках ЕС.

Кыргызстан должен подождать с введением политики открытого неба до появления на рынке сильных отечественных авиакомпаний, заключил Окенов.

Мнения как сторонников, так и оппонентов внедрения политики открытого неба, высказанные на открытом заседании МДС, позволят лучше понять особенности этой инициативы, а также рассмотреть предложения по развитию гражданской авиации в Кыргызстане.

Лидия САВИНА,

Международный деловой совет