Аналитика / Статьи /
Валерий ДИЛЬ: Защита права собственности, привлечение прямых инвестиций – приоритеты правительства

МДС
1 января 2015

В Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы указано, что «страна имеет крайне недостаточную инвестиционную привлекательность, по многим международным индексам отмечено ее снижение... Несмотря на ряд внесенных поправок в законодательство, а также институциональные реформы, фактом остается то, что малый и средний бизнес Кыргызстана не смог повысить свою конкурентоспособность». О том, какие изменения произошли в инвестиционном климате Кыргызстана со времени разработки стратегии, рассказывает вице-премьер-министр КР Валерий ДИЛЬ.

- Валерий Исидорович, какие меры уже предприняты правительством по улучшению инвестиционного климата в стране?

- Обеспечение благоприятных условий ведения бизнеса, защита и гарантии прав собственности, привлечение прямых инвестиций и эффективное управление собственными активами - это главные задачи для развития приоритетных отраслей экономики. Правительство создает налоговые стимулы для инвестиций и экспорта.

Правительство реформировало правовую систему и смягчило правила внутренней и внешней торговли. Действующее законодательство предусматривает равные условия для местных и иностранных инвесторов. Правительство гарантирует, что правовые условия не изменятся в течение первых 10 лет деятельности иностранных инвесторов.

- Какие условия создает правительство для развития регионов?

- Развитие каждого региона связано с национальными проектами, созданием эффективных экономических зон, особенно в сельском хозяйстве, эти проекты учитывают особенности региональной диверсификации экономики страны. Расширяются полномочия местных органов власти в бюджетной и налоговой сфере, что позволяет развивать малый и средний бизнес в регионе.

Недавно правительством одобрен проект поправок в Налоговый кодекс, предусматривающий предоставление на пять лет налоговых преференций для промышленных предприятий, создаваемых в дотационных районах.

Важную роль играет создание технополисов в области легкой и перерабатывающей промышленности, в которых будут созданы необходимые условия в виде производственных помещений и инфраструктуры.

В настоящее время дорабатывается бизнес-план по строительству Технополиса для текстильного и швейного производства с учетом предложений предпринимателей швейного бизнеса. По мере доработки бизнес-плана ассоциация «Легпром» представит предложения коммерческим банкам и другим финансовым институтам для поиска финансовых средств.

Постановлением Военно-Антоновского айылного кенеша в феврале этого года одобрено выделение земельного участка для строительства технополиса на 50 гектарах богарной пашни на территории Военно-Антоновского айылного аймака, как экологически безопасного и экономически целесообразного объекта легкой промышленности. Объект включен в Генплан айылного аймака. В связи с задержкой выделения земельного участка сроки строительства технополиса перенесены на 2015 год.

- Россия - один из основных инвесторов Кыргызстана. В каких сферах развивается это сотрудничество?

- Российские инвесторы видят перспективы в Кыргызстане. Мы расширяем сотрудничество с регионами России, развивается торговля между нашими странами. Правительство нацелено на привлечение частного российского капитала.

По итогам 15-го заседания Межправительственной кыргызско-российской комиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству было решено осуществить продажу 90% акций ОАО «Залкар Банк» российской компании ОАО «Инвестиционный Торговый Бизнес Холдинг». В мае 2013 года заключен договор купли-продажи акций, и ОАО «Залкар Банк» перерегистрирован в ОАО «Российский Инвестиционный Банк».

Начаты работы по реализации совместных проектов. Строящийся Верхне-Нарынский каскад, который планируется построить в течение шести лет, включает четыре гидроэлектростанции проектной мощностью 237,7 МВт и среднегодовой выработкой электроэнергии 942 млн. кВт.ч.

Проектная мощность Камбаратинской ГЭС-1 составляет 1860 МВт со среднегодовой выработкой электроэнергии более 5,0 млрд. кВтч. В настоящее время ведется работа по утверждению технико-экономического обоснования проекта ее строительства.

Реализация этих двух проектов позволит дополнительно вырабатывать до 6 млрд. кВтч электроэнергии в год, обеспечивая покрытие зимних пиков энергопотребления в Кыргызстане и возможность увеличения экспорта. Выработка дополнительного количества электроэнергии Камбаратинской ГЭС-1 позволит уменьшить объемы попусков воды в зимний период из Токтогульского водохранилища и, соответственно, увеличить объемы попусков в вегетационный период для обеспечения ирригационных потребностей нижележащих государств.

В соответствии с соглашением о сотрудничестве в сфере транспортировки, распределения и реализации природного газа на территории Кыргызской Республики российская сторона гарантирует вложение инвестиций в модернизацию и реконструкцию в газовую инфраструктуру в размере не менее 20 млрд. рублей в течение пяти лет. Кроме того, предусматривается развитие и модернизация оборудования и магистральных газопроводов, соблюдение тарифной политики, бесперебойная и гарантированная поставка природного газа потребителям республики, обеспечение социальной программы в области заработной платы и уровня занятости.

10 апреля 2014 года заключен договор купли-продажи между уполномоченными организациями сторон по передаче в собственность 100-процентной доли в уставном капитале ОсОО «Кыргызгазпром». 11 июля 2014 года было получено Свидетельство о государственной регистрации ОсОО «Газпром Кыргызстан», и в настоящее время формируются органы управления.

Все эти начинания в ближайшие два-три года окажут положительное влияние на нашу экономику, но при условии политической стабильности. Для достижения оптимистических прогнозов от правительства требуется сохранять макроэкономическую стабильность. В первую очередь это касается показателей инфляции и дефицита бюджета.

В начале августа нас посетили руководители компании «Объединенные машиностроительные заводы» (Группа Уралмаш-Ижора), которые презентовали производство оборудования для горнорудной, нефтехимической и газовой промышленности. Кыргызстан заинтересован в поставках современного и технически надежного оборудования. Мы готовы к сотрудничеству по поставкам оборудования и реанимации простаивающих в стране производственных мощностей. По результатам переговоров подписан протокол, который утвердил программу действий в сфере сотрудничества по развитию промышленности Кыргызстана.

- Расскажите, пожалуйста, о совместных инвестиционных проектах с Китаем.

- С Китаем мы выполняем проекты в различных секторах - энергетическом, транспортном, в создании нефтеперерабатывающих заводов.

Наиболее крупные энергетические проекты - это модернизация и строительство линий электропередачи на юге Кыргызстана, которые позволяют передавать электроэнергию с каскада Токтогульских ГЭС в Ошскую и Баткенскую области. Строительство линий электропередачи «Датка-Кемин» и высоковольтной подстанции «Кемин» создает условия для энергетической независимости Кыргызстана. Кроме того, китайская компания ТВЕА вскоре приступит к модернизации ТЭЦ Бишкека.

Среди наиболее крупных транспортных проектов – модернизация автодороги Бишкек-Нарын-Торугарт и Ош-Баткен-Исфана.

Китайскими инвесторами построен нефтеперерабатывающий завод в Кара-Балте мощностью 800 000 тонн в год. Второй завод, мощностью в 450 000 тонн в Токмоке в настоящее время находится на стадии строительства.

- Однако есть проблемы с сырьем?

- Недавно с председателем Национальной нефтяной корпорации Республики Корея мы обсудили вопрос загрузки сырьем Карабалтинского и Токмакского НПЗ. Корейская делегация выразила большую заинтересованность в совместной работе. Необходимо найти оптимально выгодное решение по загрузке НПЗ сырьем для всех заинтересованных сторон. Со стороны государства будет оказана всесторонняя помощь в этом вопросе. Особенно сейчас, когда мы чувствуем подорожание ГСМ на рынке, для нас вопрос запуска двух НПЗ особо актуален.

- Строительство газопровода “Кыргызстан-Китай” называют одним из крупнейших инвестиционных проектов в истории Кыргызстана. Когда начнется его реализация и какие преимущества получит Кыргызстан?

- Этот проект будет реализован согласно Соглашению между правительствами двух стран, подписанному в рамках государственного визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Кыргызстан в сентябре 2013 года. На его реализацию потребуется около $1,5 млрд. По предварительным расчетам, Кыргызстан получит за транзит газа более $2 млрд. в период эксплуатации газопровода в течение 35 лет. Между Министерством экономики КР и компанией подписан Меморандум о сотрудничестве, согласно которому Минэкономики будет оказывать всяческое содействие в реализации проекта и защищать права инвесторов.

- На всех уровнях высказывается мнение о том, что законы у нас либеральные и привлекательные, но вот их исполнение «оставляет желать лучшего». Что же касается защиты инвестиций, то здесь ситуация еще хуже. Когда же эти законы заработают?

- Действительно, инвесторы заинтересованы в возвратности своих средств. Мы признаем, что происходили случаи совершения преступлений в отношении частной собственности, когда захватывали объекты, технику, в итоге пострадал имидж Кыргызстана.

Единственный путь борьбы с этими нарушениями - установление законности и правопорядка. Надзорные и правоохранительные органы, Генеральная прокуратура должны бескомпромиссно наказывать всех, кто нарушает закон и захватывает частную собственность.

Надо объяснять населению, что частные инвесторы не должны строить социальные объекты, дороги, объекты водоснабжения. Это обязанность государства. На осуществление долгосрочных проектов государство может брать кредиты и инвестировать в социальные объекты.

Действительно, ни один инвестор не будет вкладывать инвестиции в страну, где нет спокойствия. Сколько бы хороших стратегий и законов мы ни писали, инвесторы будут к нам приходить, если здесь прибыльно вести бизнес. Главное условием для инвесторов – это гарантия безопасности.

- Как правительство будет защищать права инвесторов?

- Инвесторам предоставляется возможность использовать право на стабилизацию определенного правового режима в случае принятия нормативных актов, ухудшающих положение инвесторов. Правительство принимает меры по улучшению законодательства, искоренению коррупционных механизмов, развитию инфраструктуры и повышению качества человеческих ресурсов.

Мы должны создавать условия не только для зарубежных, но и местных инвесторов. Для этого должны работать законы, и мы все должны им подчиняться.