Аналитика / Статьи /
Корпоративная социальная ответственность – это не благотворительность

Асель Арстанбекова, директор Агентства корпоративного развития «CSR Central Asia»
1 января 2014

В последние годы тема корпоративной социальной ответственности (КСО) стала довольно модной в бизнес-сообществе Кыргызстана. Практически все стороны - компании, местные сообщества, гражданский сектор обсуждают эту тему. Появилось много деловых площадок, где можно обсудить вопросы КСО.

Оживленно проходят обсуждения экологической активности компаний, бурные дискуссии идут в отношении партнерства компаний с гражданским сектором, много внимания уделяется прозрачности как компаний, так и государственных услуг.

Единственный недостаток – это путаница в терминологии. Люди до сих пор воспринимают КСО как обычную социальную активность, благотворительные программы. На самом деле термин «корпоративная социальная ответственность бизнеса» имеет более широкие определения, в том числе, насколько организации прозрачны в обсуждениях, особенно в проблемных ситуациях, и эти проблемы сейчас в СМИ серьезно освещаются, особенно связанные с отношениями горных компаний с населением. Это вопросы качества продукции, которую приобретает население, коррупции, социальные аспекты. К КСО относятся и вопросы, связанные с нарушением прав человека, которые допускаются в коммерческих компаниях.

Хотя КСО и широко обсуждается, в нашей стране еще очень мало экспертов в этой области. Причина в том, у нас не было образовательных программ по устойчивому развитию и КСО. Сейчас в вузах вводятся предметы по КСО, и мы очень рады этому, но нет хорошей литературы, и преподаватели не проходили специальной подготовки. Хорошую инициативу проявил АУЦА, открыв инновационный для региона факультет экологии и устойчивого развития. С основами КСО знакомят и в университете «Манас», но в этих вузах работают подготовленные преподаватели из-за рубежа. В остальных источником для преподавания служит интернет, поэтому системного понимания КСО там нет.

Наша организация вносит посильный вклад в образовательный процесс, например, мы участвовали в разработке учебного пособия «Устойчивое развитие», которым сейчас пользуются школьные учителя.

Особую роль в продвижении КСО играют средства массовой информации, и хорошие материалы пишут журналисты, которые прошли у нас обучение. Вот уже три года мы проводим конкурсы по освещению КСО среди СМИ, и с каждым годом материалы становятся грамотнее и качественнее. Но единственный перекос - в основном это русскоязычные СМИ. Сейчас, когда государство уделяет особое внимание развитию государственного языка, выделяет на это значительные средства, можно ожидать определенных сдвигов.

Пока в сфере КСО не хватает ни знаний, ни обучения, ни публикаций, и это осознают те, кто вовлечен в этот процесс. На нашем портале о корпоративной социальной ответственности в Центральной Азии (www.csr-ca.com) можно найти различную информацию по КСО, включая публикации, исследования, нефинансовые отчеты компаний, по которым можно проследить динамику их развития.

Понимание этой темы особенно важно с принятием Национальной стратегии устойчивого развития КР до 2017 г. К сожалению, мало кто понимает, что устойчивое развитие и КСО – это одно и то же. Только об устойчивом развитии мы говорим в рамках национальной стратегии, а о КСО – имея в виду организацию, какой вклад она может внести в развитие всей страны, при этом усиливая свои бизнес-функции и повышая доходность.

Есть несколько направлений КСО, которые рекомендуется учитывать компаниям, - обеспечение прозрачности принятия решений, соблюдение законодательства в области безопасности развития персонала.

Очень важный аспект, и он регулируется у нас государством, - экологическая ответственность. С точки зрения законодательства эта составляющая в Кыргызстане прекрасно регламентируется.

Мы, конечно, рекомендуем организациям соблюдать права человека - не дискриминировать лиц с ограниченными возможностями, по гендерному признаку, уровню образования, национальности. Многие компании сегодня ведут такие практики.

Много вопросов возникает в компаниях по социальным проектам. Хотелось бы, чтобы проекты компаний были более продуманными и устойчивыми, а не разовыми мероприятиями. Есть инструменты эффективности оценки, мы проводим для компаний обучающие информационные мероприятия, чтобы они понимали: просто отдать деньги или подарки в детский дом – это, конечно, хорошо. Но важнее обучить преподавателей, которые будут работать с этими детьми, привьют им определенные жизненные навыки, например, помогут заняться социальным предпринимательством – разводить кроликов, цветы и т.д., чтобы дети могли использовать эти навыки в самостоятельной жизни.

Инвестиции в КСО должны быть более продуманными. Чем больше компания или организация, тем больше у нее ответственности перед тем, как территория, где она работает, будет развиваться. На мой взгляд, реагирование на разовые запросы населения – например, отремонтировать школу, не является эффективным проектом. Если крупные, устойчивые организации работают в отраслях, влияющих на экологию или финансовое состояние страны, их практики должны быть возобновляемыми, результативными, более общественно значимыми. Характеристики их социальных инвестиций должны отличаться от, например, того, что делает среднее торговое предприятие.

Мы работаем в разных отраслях и видим, что торговый сектор, мобильные операторы, банковский и финансовый сектор, микрофинансовые организации активно вовлекаются в КСО.

В секторе мобильных коммуникаций интересна практика компании MegaCom, она отвечает практически всем требованиям устойчивых проектов социальных инвестиций. Мы видим, что для компании это не только социальные, но и выгодные проекты, потому что взамен они получают понимание общества.

«Мега Билим» – это общественно значимый проект по компьютеризации и обеспечению информационной связью регионов. Важно, что компания выполняет проект системно, поэтапно, а не просто расширяет свое воздействие на территорию. Таким образом, компания может повысить лояльность абонентов, и если в будущем сегодняшний ученик не будет работать на компанию, он останется их клиентом.

КСО должна развиваться таким образом, чтобы потом можно было подсчитать возврат инвестиций – не только в денежном выражении, но и в выражении лояльности, репутации, авторитета компании, ведь такие проекты развивают территории и делают бренд компании узнаваемым.

И как бы гражданский сектор ни упрекал компании, что они выполняют проекты КСО, чтобы увеличить свои доходы, важно понимать, что бизнес – это хозяйствующий субъект, что он готов развивать территорию, если потом она даст бизнесу возможность развиваться как коммерческой структуре. Если организация развивается, то выгоду получает и местное сообщество - появляется больше рабочих мест, улучшаются условия работы и социальная обеспеченность персонала.