Аналитика / Статьи /
Как стране добиться процветания, или Куда идти дальше?

Актилек Тунгатаров, исполнительный директор МДС
1 января 2015

Кыргызская Республика за небольшую свою историю пережила и продолжает переживать трудности разных масштабов и уровней. В разное время население испытывало проблемы, связанные с доступом к электроэнергии, с пересечением границ с соседними государствами, с безработицей и т.д. Несмотря на тот факт, что налогоплательщики делают свои отчисления в бюджет республики и бюджет с каждым годом растет, население не получает качественного образования и качественных государственных услуг.

Не облегчается ситуация с ведением бизнеса в Кыргызстане. Из-за неразрешаемых спорных вопросов между государством и компаниями мы теряем инвесторов. Незащищенность частной собственности, неисполнение законов и правил, высокий уровень бюрократии и отсутствие четких правил игры, отсутствие преемственности политики лидеров государства и непредсказуемая политико-экономическая среда, непредсказуемость законодательства и отсутствие последовательности судебных решений, нехватка трудовых ресурсов и сложности получения разрешений на работу иностранцами и многое другое являются основными факторами, отталкивающими вложения в экономику Кыргызстана со стороны не только иностранных, но и местных инвесторов.

В итоге растет недовольство и недоверие граждан по отношению к органам власти, свидетельством чего являются два переворота (или революции), повлекшие за собой изменение политического режима и принятие новой Конституции. Яркими примерами недовольства населения являются проблемы между компаниями и населением во всех регионах страны, сопровождаемые митингами и перекрытием дорог.

Что необходимо для завоевания доверия населения, чтобы правительство могло решать поставленные перед ним задачи и улучшить благосостояние населения нашей республики? Для этого нужно будет решить большое количество стоящих перед нами вопросов.

Возможности для реформ

Кыргызстан должен иметь четкое видение или программу по развитию экономики и решению социальных трудностей. И эта программа должна служить настольной книгой для правительства.

Она должна быть ориентиром для всех. Население должно знать, куда идет страна и какую страну мы хотим через 5, 10 и 20 лет. Сегодня, в первую очередь, мы должны задаться вопросом, насколько Национальная стратегия устойчивого развития Кыргызской Республики (НСУР) выполняют эту функцию. Отсутствие командой работы между министерствами и ведомствами, неисполнение законов, излишнее вмешательство депутатов Жогорку Кенеша в работу правительства, низкий уровень человеческого потенциала в стране, преобладание личных интересов государственных служащих над общенациональными интересами и многое другое не дают стране добиваться целей, поставленных в НСУР и других стратегиях развития.

Создание благоприятного инвестиционного климата и бизнес-среды, которые помогут привлечь инвестиции в экономику республики, – это приоритеты не только экономической политики высшего руководства страны, но и бизнес-сообщества. В настоящее время МДС разрабатывает видение развития экономики Кыргызстана. Приоритеты бизнеса и инвесторов отражают интересы и стремления всех граждан Кыргызстана, а именно: создание эффективных органов государственной власти, честных судов, качественного образования, справедливого налогообложения, а также снижение уровня коррупции и обеспечение безопасности.

Так, для активизации частного сектора МДС предлагает государству принять меры по ускорению процессов согласования и принятия административных решений, устранить дублирующие полномочия государственных органов и активно продолжать совершенствование системы электронного документооборота. Предлагается активизировать работу по гармонизации системы законодательства для устранения существующих противоречий между законами и подзаконными актами и устранить возможность их различного толкования.

В Кыргызстане очень высок уровень коррупции, однако уровень восприятия коррупции еще выше, что создает социальную напряженность и приводит к дезинформации как населения, так и зарубежных представителей. Однако, безусловно, в первую очередь нужно решать проблемы с самой коррупцией, и со временем изменится ее восприятие. Для этого МДС предлагает обеспечить конкурентоспособные условия труда и его оплаты для государственных служащих, увеличить финансирование учебных заведений, свести к минимуму условия для коррупционных проявлений посредством автоматизации процессов взаимодействия с государственными органами, обеспечить удобства уплаты установленных законом обязательных платежей в пользу государства и т.д.

С учетом вхождения Кыргызстана в Таможенный союз (ТС) наша страна имеет прекрасные возможности для привлечения инвестиций посредством установления благоприятного налогового режима. Это позволит привлекать компании из государствчленов ТС открывать свой бизнес в Кыргызстане и уплачивать налоги в нашей стране. Для этого нам необходим стабильный, конкурентоспособный и предсказуемый налоговый режим, который дает бизнесу уверенность для вложения инвестиций.

Международный опыт и оценка

Опыт развитых стран показывает, что даже при существенном недостатке полезных ископаемых и других природных ресурсов экономика может динамично развиваться за счет сферы услуг, высоких технологий и других отраслей экономики, создающих больше добавленной стоимости. Однако это представляется возможным лишь при привлечении необходимых человеческих ресурсов, технологий, капитала и при наличии общественно-политической и экономической стабильности в стране.

Опыт возрождения экономики Японии после Второй мировой войны ярко демонстрирует важность человеческого потенциала и кропотливого труда для развития страны. На сегодняшний день Япония – третья страна в мире по размеру ВВП, владеющая 13,7% мировых финансовых активов.

Швейцария, не имея выхода к морю и не будучи богатой полезными ископаемыми, сумела построить одну из самых надежных банковских систем в мире, являясь в настоящее время одной из самых стабильных экономик мира и занимая 7-е место в мире по ВВП на душу населения.

Даже не учитывая такие существующие уникальные возможности Кыргызстана, как, к примеру, производство поликристаллического кремния, который мог бы использоваться в производстве высоких технологий (простаивающий завод, некогда ОАО «Кристалл» в г. Таш-Кумүр), при создании понятных, конкурентоспособных и стабильных «правил игры» для предпринимательства и относительной стабильности в целом можно будет привлечь необходимые ресурсы для стремительного и устойчивого развития экономики.

Хотя позиции Кыргызстана в авторитетных международных рейтингах, во многом отражающих состояние инвестиционного климата, постепенно улучшаются на протяжении последних трех лет, они все еще остаются неудовлетворительными (особенно по Индексу восприятия коррупции). При этом в региональном масштабе (среди стран Центральной Азии) данные показатели остаются приемлемыми, что создает возможности и стимулы для дальнейшего успешного конкурирования с соседними странами в части создания привлекательной бизнес-среды.

Позиции Кыргызстана в международных экономических рейтингах

Привлечение и защита инвестиций

Мы не можем не говорить об инвестициях, так как одной из главных составляющих, дающих экономический рост, являются инвестиции в экономику. Инвестиции создают рабочие места и пополняют бюджет страны. Несмотря на то, что Кыргызстан имеет достаточно либеральное законодательство, есть постоянный диалог и сотрудничество между государственным и частным секторами, создаются новые возможности для инвесторов (например, принятый в 2012 году Закон «О Государственно-частном партнерстве») и улучшается законодательство в сфере защиты и продвижения инвестиций (например, проект пакета законов о стабилизационном режиме, инициированный Правительством, который находится на рассмотрении профильных комитетов Жогорку Кенеша КР), мы не видим необходимый для страны приток местных и иностранных инвестиций.

Начинать работу необходимо не с привлечения инвестиций, а с разрешения проблем тех инвесторов, которые уже вложили деньги в экономику Кыргызстана. С каждым годом растет количество судебных разбирательств между компаниями и государственными органами, где, к сожалению, чаще всего решения выносятся не в пользу государства. Дело дошло до того, что мы проигрываем такие разбирательства в международных арбитражах, как дела по проектам «Кутессай II» (в июле этого года Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при ТПП РФ обязал взыскать с Правительства КР 118 млн. долларов США в пользу инвесторов) и ОсОО «Центрально-Азиатская корпорация по развитию СЭЗ» (в ноябре 2013 г. МКАС обязал взыскать с КР 22,5 млн. долларов США).

Кроме того, практика показывает, что ряд крупных инвесторов, работавших и развивавших свои проекты в Кыргызстане, в недавнем прошлом вывели свои капиталы в другие страны и вышли из проектов в сфере недропользования в Кыргызстане. Некоторыми примерами могут служить следующие инвесторы: ЗАО «Сантос Интернэшнл», Австралия (нефтегазовые проекты на юге страны – ЗАО «Южная Нефтяная Компания», ЗАО «Текстоник», СП «КНГ Гидрокарбонс»); группа компаний Петрофак, Великобритания (добыча, переработка и продажа нефти – ЗАО «Кыргыз Петролеум Компани»); ОАО «Кентор Голд ЛТД», Австралия (медно-золотое месторождение в Таласе, месторождение золота на Иссык-Куле – ОсОО «Андаш Майнинг Компани», филиал ОАО «Кентор Голд ЛТД» в Кыргызстане); «Голд Филдз ЛТД», Южная Африка (медно-золотое месторождение в Таласе – ОсОО «Талас Коппер Голд»).

Потенциал человеческих ресурсов

Принято считать, что для устойчивого экономического развития необходимы человеческие ресурсы, технологии и капитал. Однако хотелось бы подчеркнуть особое значение человеческих ресурсов как для экономического, так и для общего развития страны. Какими бы природными и иными ресурсами ни обладала наша страна, в конечном итоге эффективность их применения (в том числе эффективность капиталовложений и качество использования технологий) зависит от уровня человеческого потенциала. В глобальной конкурентной экономике капитальные инвестиции следуют за потенциалом человеческих ресурсов.

Образ человека, воспитываемого страной, формируется всю его жизнь, начиная с дошкольных учреждений. В этом отношении особо важна роль государства в обеспечении качественного дошкольного, среднего, средне-специального и высшего образования, а также идеологического воспитания населения.

Сегодня всем нам важно определиться, хотим ли мы и дальше продолжать предъявлять требования друг к другу, государству, инвесторам и другим странам и нетерпеливо ждать их выполнения? Или мы все же решим взяться за работу в той сфере, где можем применить себя лучше всего, постараться самим внести вклад в развитие экономики, обеспечение условий для ведения бизнеса, создание рабочих мест, построение критически мыслящего, прогрессивного, образованного и процветающего общества.