Аналитика / Статьи /
Президент Сооронбай Жээнбеков: «Пришло время работать в новом правовом пространстве»

МДС
28 декабря 2018

«Некоторые судьи в интересах организованных преступных групп с целью отобрать имущество в республике иностранных граждан и инвесторов выносят незаконные решения. Такие явления снижают инвестиционную привлекательность государства, ставят заслон иностранным инвестициям и наносят очень большой вред нашей экономике».

Об этом Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков сказал на заседании Совета по судебной реформе, прошедшем 27 декабря 2018 года.

Совет обсудил ход реализации Указа Президента Кыргызской Республики «О некоторых мерах, принимаемых в рамках проводимой судебной реформы» от 22 мая 2018 года, а также проекты новых законов Кыргызской Республики.

С 1 января 2019 года вступают в силу пять новых кодексов и два закона.

«В новых кодексах предусматривается введение новых институтов. Среди них такие институты, как Единый реестр, следственный судья, цифровизация следственного кабинета и залов судебных заседаний, пробация. Успешное проведение судебно-правовой реформы будет напрямую зависеть от работы этих институтов. Вернется доверие народа к судебным органам. До сих пор судебная или правовая реформа проводилась раздельно. Особенность нашей реформы — судебно-правовая реформа проводится вместе. Потому что эти сферы находятся в тесной взаимосвязи. Невозможно рассматривать их по отдельности, — отметил Сооронбай Жээнбеков.

В мае 2018 года проводилось заседание Совета по судебной реформе, и по его итогам был подписан соответствующий Указ. В нем поручалось в неотложном порядке завершить работы по подготовке к внедрению новых норм. На встрече 27 декабря рассмотрено исполнение того Указа и сделаны выводы.

По инициативе Президента КР была создана экспертная рабочая группа по мониторингу мероприятий судебно-правовой реформы. Рабочая группа за 5 месяцев провела 70 встреч. Во всех регионах провела разъяснительную работу среди населения.

«По информации рабочей группы, этой работе все еще мешает наше мышление по старинке. Правоохранительные и надзорные органы не хотят отойти от старых репрессивных законов. А некоторым государственным органам не хватает политической воли для проведения реформ. Переход на новое правовое пространство не нравится и некоторым руководителям», — отметил Президент.

В октябре 2018 года с участием руководителей государственных органов и членов экспертной рабочей группы было проведено совещание, на котором обсуждался ход выполняемых работ и были даны соответствующие задания по внесению необходимых изменений в законы.

«К сожалению, эти вопросы не завершены в установленный срок. Правительство и Жогорку Кенеш запаздывают с принятием отдельных очень актуальных законов. Поэтому я еще раз обращаюсь к этим вопросам до наступления нового года», — отметил Президент.

Информацию по вопросам повестки дня представили вице-премьер-министр КР Жениш Разаков и председатель Верховного суда Гүлбара Калиева.

Рассмотрены проекты четырех законов о межрайонных судах, правовом статусе следственных судей, внесении изменений в новый гражданский процессуальный кодекс и ротации судей.

“С 1 января 2019 года пришло время работать в новом правовом пространстве”, - отметил Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков.

Завершилась подготовительная стадия, пришло время работать в новом правовом пространстве, отметил глава государства.

«Все действия, начиная с регистрации обращений граждан до вступления в законную силу приговора суда и его исполнения, будут зависеть от вашей работы. Только при успешном выполнении этой работы мы можем сказать, что сделаны первые успешные шаги в судебно-правовой реформе. Все ваши сотрудники должны пройти через обучение и аттестацию, понимать суть реформы. У нас нет другого пути, кроме как претворить в жизнь реформы. За срыв реформы, воспрепятствование ей каждый из вас будет нести персональную ответственность. Это требование касается всех – министерства внутренних дел, службы национальной безопасности, финансовой полиции, прокуратуры, служб исполнения наказаний и судов, Аппарата Президента. За срыв реформы никто не останется без наказания»,- подчеркнул Президент Сооронбай Жээнбеков.

Он напомнил о том, что в порядке помощи была создана соответствующая рабочая группа. Она провела передвижные заседания во всех областях республики.

«Были выявлены факты, когда во многих местах работа велась лишь на бумаге, люди халатно отнеслись к проведению реформ. Я сам был этому свидетелем во время рабочей поездки в Ошскую область в сентябре текущего года. Еще раз предупреждаю: от вас требуется ответственно отнестись к началу работы в соответствии с новыми законами. Насколько мы эффективно будем работать, настолько эффективно будет обеспечена защита прав граждан. Изменится отношение народа к органам власти, в том числе и к судебным органам. Эту реформу наш народ ждал долго. Революции 2005 и 2010 годов также произошли из-за отсутствия таких реформ, из-за коррупции и несправедливости. Поэтому с 1 января 2019 года начнем реализацию реформ. Повторяю, у нас больше нет времени ждать»,- сказал Президент.

Каждая реформа сопровождается препятствиями и сопротивлениями, есть недостатки и в новых кодексах и законах, они будут устранены в ходе реформ по мере необходимости, положительные стороны реформы превалируют над ее недостатками, отметил Президент.

«Не очень тяжелые преступления изъяты из Уголовного кодекса и перенесены в кодекс о проступках. Теперь они не считаются преступлениями. В новом кодексе не предусматривается лишение свободы тем, кто совершил незначительные преступления. Например, тем, кто украл велосипед, телевизор, курицу предусмотрены наложение денежного штрафа, общественные и исправительные работы. Сокращены сроки наказания по отдельным видам преступлений. Не следует забывать о том, что общество должно воспитывать преступников, а не только наказывать»,- сказал Сооронбай Жээнбеков.

Он отметил, что успешная реализация реформ зависит от усилий государственных органов. В стране нет практики применения новых законов. Поэтому правоохранительным, контрольным и судебным органам необходимо совместно с рабочей группой по мониторингу постоянно анализировать практику применения новых законов, выезжать во все регионы республики, проводить встречи.

Пленум Верховного суда в целях создания единой практики применения новых законов должен обобщить судебную практику по преступлениям и проступкам. Надо в кратчайшие сроки завершить работы по оборудованию всех судебных залов техническими средствами по аудио/видеосьемке и записи протоколов.

«Институт следственных судей должен быть введен с первого января 2019 года. Рекомендовано орган пробации передать отдельной гражданской службе. В связи с этим Правительство должно рассмотреть данный вопрос и принять соответствующее решение», - сказал глава государства и предложил эти мероприятия включить в решение заседания.

Президент КР отметил, что во время встреч с народом к нему поступают множество обращений и жалоб по работе государственных органов, в частности, судебных и правоохранительных органов.

«Наши граждане в основном недовольны судебными решениями, поведением судей. Несправедливые решения судей будоражат общественность, вызывают недовольство граждан, поступает много жалоб», отметил Сооронбай Жээнбеков.

Президент потребовал от судей не прикрываться неприкосновенностью и прекратить творить такие дела, думать в первую очередь о народе и государстве.

Верховный суд, Совет по отбору судей и Дисциплинарная комиссия должны обращали особое внимание на осуществление правосудия, отбор кандидатов на должности судей, рассмотрение ответственности судей.

Граждане стали больше жаловаться также и на судей Верховного суда, заявляя, что Верховный суд необоснованно отменяет решения местных судов и возвращает на повторное рассмотрение.

«Беспричинное затягивание судебных процессов, прошедшие сроки давности привлечения к уголовной ответственности, вызывают большие нарекания. Некоторые избегают уголовной ответственности», - сказал глава государства и привел несколько примеров.

«Возьмем, к примеру, гражданское дело одного человека, обратившегося ко мне. Это самое простое, рядовое гражданское дело. Но оно с 2013 года затянулось до сегодняшних дней. Верховный суд рассматривал 4 раза, не выносил решения, и каждый раз отправлял на повторное рассмотрение. Кроме того, Чуйский областной суд вынес неправильное решение по этому делу, допустив ошибки. Впоследствии они потратили время на их исправление, и в течение 5 лет мучили заявителя. Еще один пример, возьмем уголовное дело о преступнике, который стрелял в человека и сделал его инвалидом. Это дело было возбуждено в 2005 году. С тех пор со стороны Верховного суда в надзорном порядке рассматривался 7 раз. В результате этих семи рассмотрений Верховный суд возложил всю ответственность на местные суды, и не принял окончательного решения. Из-за этого уголовное дело до сих пор рассматривается в областном суде. Как можно такое допускать? У вас нет сострадания к человеческой судьбе? Такие дела подрывают доверие к государственной власти. Народ возмущается – куда смотрит Президент. Правильно говорят. Но я ведь не могу следить за каждым судьей?», - подчеркнул Сооронбай Жээнбеков.

Он отметил, что Верховный суд, продолжая реформы в судебной системе, должен вести свою деятельность не только как местные суды, но и своим основным долгом рассматривать функции разработок общих разъяснений по судебным практикам и усиление работы Пленума, предложив внести эти вопросы в проект итогового решения Совета.

После обсуждений был принят проект решения Совета по судебной реформе.

Участие МДС в совершенствовании судебной системы страны

В 2018 году Международный деловой совет разработал пакет предложений по совершенствованию судебной системы и обеспечению законности в Кыргызской Республике и представил его в Правительство КР. Некоторые предложения организации по реформированию судебной системы и были заложены в проект Плана мероприятий по реализации Государственной целевой программы «Развитие судебной системы КР на 2018-2022 годы».

Ранее МДС выступал с этими предложениями на заседании Совета по развитию бизнеса и предпринимательства при Торага ЖК КР. По итогам встречи профильному комитету ЖК было рекомендовано рассмотреть предложения МДС.

Исполнительный директор МДС Аскар Сыдыков озвучил мнение бизнес-сообщества по этому вопросу на встрече Президента Сооронбая Жээнбекова с представителями бизнес-сообщества 17 сентября 2018 года.

В настоящее время действует норма, согласно которой установленный процент средств, взысканных в пользу государства по итогам судебных актов по уголовным делам, возбужденным со стороны правоохранительных/надзорных органов, перечисляется в пользу такого органа. Эта норма приводит к тому, что силовые структуры возбуждают и передают в судебные органы дела по вопросам предпринимателей без достаточных на то законных оснований, в целях получения установленных процентов средств согласно вышеприведенной норме. Бывают случаи, когда для этих целей «подводят» отдельные дела хозяйствующих субъектов. (Постановление Правительства КР от 22 июня 2018 года № 298 «Об открытии Единого депозитного счета для учета и аккумулирования денежных средств, поступающих от возмещения ущерба, причиненного государству по уголовным делам об экономических и должностных преступлениях, и утверждении Порядка распределения денежных средств, возмещаемых государству по результатам деятельности правоохранительных органов Кыргызской Республики»).

МДС предлагает рассмотреть альтернативные методы стимулирования деятельности правоохранительных органов, не связанных с взысканием денежных средств с частных хозяйствующих субъектов.

Для повышения прозрачности деятельности судов МДС предлагает обязать судей размещать в электронной версии все материалы экономических дел, по которым приняты решения или находятся в производстве, в том числе доказательства, копии договоров и другие документы, не содержащие охраняемую законом тайну. В настоящее время в открытом доступе размещены лишь отдельные судебные акты, другие материалы дел, по данным предпринимателей, не размещаются. Кроме того, представляется затруднительной действующая система поиска судебных актов.

Кроме того, МДС предложил вести аудиопротоколирование судебных заседаний наряду с бумажным протоколированием с применением средств аудиозаписи (диктофон, мобильный телефон и т.д.). Введение аудиопротоколирования не влечет значительных финансовых затрат, при этом является эффективным способом фиксации судебного разбирательства в целях избежания ошибок/неточностей при составлении письменного протокола. Аудиозапись должна прилагаться к письменному протоколу и размещаться на сайте соответствующего суда с учетом требований законодательства КР.

На прошедшем 27 декабря заседании Совета по судебной реформе Президент КР подчеркнул необходимость в кратчайшие сроки завершить работы по оборудованию всех судебных залов техническими средствами по аудио/видеосьемке и записи протоколов.