Аналитика / Статьи /
Борьба с коррупцией на региональном уровне: как использовать международный опыт в КР

МДС
15 декабря 2017

Недавно весь мир отмечал Международный день борьбы с коррупцией. Эта дата возникла в 2004 году, когда была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. На сегодня её подписали 140 стран, включая Кыргызстан, который ратифицировал Конвенцию в декабре 2005 года.

В предисловии к Конвенции Кофи Аннан, тогда Генеральный секретарь ООН, писал: "Коррупция – это страшная чума, которая поражает общество самым различным образом. Она подрывает основы демократии и верховенства права, ведет к нарушению прав человека, препятствует работе рынков, ухудшает качество жизни и создает условия для процветания организованной преступности, терроризма и других явлений, угрожающих безопасности человека».

Теме борьбы с коррупцией была посвящена Девятая Региональная конференция, недавно прошедшая в Сеуле (Южная Корея).

Исполнительный директор Международного делового совета Аскар Сыдыков выступил на конференции в качестве приглашенного спикера от Кыргызстана.

- Аскар Куттубекович, что такое Антикоррупционная инициатива и какое отношение к ней имеет Кыргызстан?

- В 1998 году страны Азиатско-Тихоокеанского региона сформировали Инициативу по борьбе с коррупцией при поддержке Азиатского банка развития (АБР) и Организации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) для совместной работы и обмена опытом в этом направлении. Инициатива основана на трех столпах: чистота в государственных органах, укрепление мер по борьбе со взяточничеством, а также активное участие в этом процессе общественности. Участвующие правительства добровольно берут на себя обязательство планировать борьбу с коррупцией. Кыргызская Республика является действительным членом Инициативы наряду с такими странами, как Казахстан, КНР, Австралия, Афганистан, Индия, Индонезия, Япония, Республика Корея, Вьетнам и другие, всего 31 страна.

В рамках Антикоррупционной инициативы для Азиатско-Тихоокеанского региона и прошла трехдневная конференция, организованная Комиссией Республики Корея по борьбе с коррупцией и защите прав граждан совместно с ПРООН и другими партнерами по развитию. Это было мероприятие очень высокого уровня, в нем приняли участие более трехсот представителей антикоррупционных органов, судьи, аудиторы, прокуроры, а также организаций гражданского общества из всех государств - членов Инициативы. Приветствовал участников конференции Премьер-министр Южной Кореи Ли Нак Ён.

- Каким опытом поделилась на конференции Корея?

- Председатель Комиссии по гражданским правам против коррупции Республики Корея Пак Ын Чжон представила Закон о борьбе с коррупцией, вступивший в силу в прошлом году, направленный на предотвращение взяточничества среди государственных чиновников.

«Страны Азиатско-Тихоокеанского региона заинтересованы в сравнительном анализе этого закона, поэтому наше правительство внедрило методы оценки прозрачности и системы оценки уровня коррупции и ее воздействия на такие страны, как Индонезия, Вьетнам и Монголия», сообщила Пак Ын Чжон.

«Мы стали свидетелями значительных социальных изменений после реализации Закона о коррупции, особенно когда страна преодолела недавние политические беспорядки, вызванные доверенными лицами предыдущего президента», - добавила председатель комиссии.

- Чем интересен этот закон, в частности для нашей страны?

- Закон о коррупции, принятый правительством Южной Кореи в прошлом году, уточняет понятие взятки и наказание за нее. Согласно документу, подарки, стоимость которых превышает 50 тысяч вон ($45), запрещено принимать журналистам, учителям и госслужащим, а также их супругам.

Им запрещено также получать угощения в ресторанах дороже $27 и принимать более $85 по случаю крупных семейных мероприятий. Если стоимость подарка превышает эти суммы, то нарушитель подвергается штрафу, а если стоимость дара превысила $850, предусматривается уголовное наказание. Закон позволит построить более справедливое и прозрачное общество в стране, заключила Панг Ун-чон, заверив, что Корея будет и впредь распространять антикоррупционную культуру в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Недавнее исследование показало, что 9 из 10 корейцев заявили, что закон эффективен, несмотря на продолжающиеся дебаты о том, следует ли повышать ценовые потолки.

- О чем была Ваша презентация и как восприняли ее участники конференции?

- Во-первых, меня приятно удивило время, предоставленное для презентации – первый день до обеда. Это «прайм-тайм» даже для однодневной конференции, не говоря о трехдневной, поэтому я очень благодарен организаторам за такую честь для нашей страны. Я рассказал о том, как государство и частный сектор могут сотрудничать при разработке и реализации антикоррупционных мероприятий в КР. Сообщил об участии Международного делового совета (МДС) в создании прозрачной и справедливой деловой среды, поделился историями успеха в совместном улучшении законодательства, которое затрагивает деятельность бизнеса.

- О каких историях успеха Вы рассказали в Корее?

- Благодаря участию МДС в Инициативе прозрачности в добывающих отраслях (ИПДО) в Кыргызстане рассматривается возможность внедрения в стране стандартов ИПДО, а это уже противодействие коррупции. Еще одно достижение – благодаря нашим совместным с госорганами усилиям в июне этого года внесены поправки в Земельный кодекс, которые освободили недропользователей от необходимости проходить длительную и порой подверженную коррупции процедуру трансформации земельных участков.

Объясню: процедура трансформации продолжалась до двух-трех лет, в течение которых недропользователь не имел доступа к лицензионной площади и вынужден был простаивать. В итоге возникал риск аннулирования лицензии. Новый порядок позволяет недропользователям быстрее приступить к работам по геологоразведке и разработке месторождений. Отрадно, что мнение бизнес-сообщества принято во внимание. Теперь не только горнодобывающие компании получили возможность работать беспрепятственно, выгоду от результатов их деятельности получат государство и местные сообщества.

- Вы неоднократно говорили, что ассоциации бизнеса могут еще больше помогать государству и его экономике, в том числе в антикоррупционных мероприятиях, но для этого нужна дополнительная поддержка. Как МДС видит возможности дальнейшего усиления роли бизнес-ассоциаций?

- Прежде всего, надо создать правовые основы для работы устойчивых бизнес-ассоциаций – нужен Закон КР «О бизнес-ассоциациях» и, соответственно, поправки в действующее законодательство. Пока нет даже определения понятия бизнес-ассоциации и ее статуса. Мы предложили создать единый реестр/перечень устойчивых бизнес-ассоциаций и уже разработали критерии для определения таких организаций. Для стимулирования членов устойчивых бизнес-ассоциаций предлагаем установить определенные льготы и преференции (к примеру, налоговые каникулы, льготные кредиты по государственным программам и т.д.).

Предлагаем также обязательно оповещать устойчивые бизнес-ассоциации обо всех проектах нормативных актов, направленных на регулирование предпринимательской деятельности и давать мотивированный ответ в случае непринятия госорганами наших замечаний и предложений. А для этого нужны поправки в законодательство. Предложений много, и с ними можно ознакомиться на нашем сайте.

Кстати, участники конференции заинтересовались инициативами МДС. После выступления ко мне подходили, задавали вопросы, обменивались контактами.

- Вы говорили также о заключении меморандумов о сотрудничестве с госструктурами. Что это дает?

- Понимаю, можно подписать документ и забыть о нем. Но для нас подписание меморандумов – это толчок к усилению сотрудничества. Например, теперь работники Государственной налоговой службы, Финпола участвуют в заседаниях комитетов МДС. Представители частного сектора, крупных компаний и госструктур на нашей площадке напрямую рассматривают самые острые вопросы и ищут решения. Вместе обсуждаем, как защитить добросовестное предпринимательство от коррупции, включая необоснованное вмешательство в бизнес, частые проверки предпринимателей. На конференции в Сеуле я рассказал о реформах в области проверок бизнеса. Если раньше все правоохранительные органы — прокуратура, МВД, ГКНБ и другие имели право проверок, то теперь работу бизнеса контролирует только Финансовая полиция. Причем она расширяет свое взаимодействие с бизнесом. Это ведомство обеспечивает экономическую безопасность страны, поэтому завершение реформы, несомненно, скажется на бизнес-климате в Кыргызстане, росте деловой активности и повышении имиджа страны на мировом рынке.

- Какая тема из обсуждаемых на сессиях конференции Вам особенно запомнилась?

- Интересно было все, участники получили прекрасную возможность учиться друг у друга, обмениваясь идеями, вызовами и решениями. Но новой для меня была такая тема: «Внедрение культуры добросовестности молодежи: как мы можем влиять на отношение и поведение нового поколения?». Действительно, ведь развитие у молодежи общего чувства ответственности за чистоту и честность во всем обществе предполагает распространение знаний, а для этого нужно проводить серьезные кампании по повышению информированности граждан.

Молодежь должна стать ключевой сферой внимания государства, ведь будущее поколение определяет поведение общества в борьбе с коррупцией. Путем повышения образованности молодежи можно изменить отношение к коррупции следующего поколения. Исследования показывают, что студенты с более высоким уровнем гражданских знаний в Азиатско-Тихоокеанском регионе менее восприимчивы к коррупционной практике.

На конференции рассмотрен опыт использования гражданских инициатив по повышению информированности и школьной системы в качестве платформы для обучения молодежи принципам честности и борьбы с коррупцией.