Аналитика / Статьи /
Кто будет гарантировать качество кыргызского бензина?

Людмила Беседина
3 февраля 2017

В середине прошлого года Государственная дума России ратифицировала соглашение между Россией и Кыргызстаном о беспошлинных поставках в республику сырой нефти и готовых нефтепродуктов. Это решение потребовало внести изменения в индикативный баланс. О том, с какими рисками может столкнуться экономика Кыргызстана, если расчёты окажутся неверными, рассказал заместитель исполнительного директора Международного делового совета (МДС) Данияр Медеров.

- Итак, что за подводные камни заложены в новом индикативном плане?

На самом деле вопрос о поставках нефтепродуктов из Российской Федерации в адрес Кыргызстана - это важный вопрос как с точки зрения развития экономики, так и обеспечения энергетической безопасности в целом. Я хотел бы остановиться на предыстории вопроса. Вы знаете, что Кыргызстан является полноправным членом евразийского экономического пространства. То есть мы присоединились к соглашению о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). В этом документе, в частности, говорится, что до 2025 года вопрос о поставках нефтепродуктов находится в изъятии. То есть данный вопрос решается путем заключения двусторонних соглашений.

- Эти договора заключаются на уровне правительства или нефтетрейдеров?

- Безусловно, на межправительственном. Это чисто концептуальный документ, который регламентирует сам факт поставки. Другое дело индикативной баланс. Он непосредственно дает классификацию поставляемых нефтепродуктов, включая бензин А-95, А-80, дизельное топливо и так далее. До настоящего времени в Кыргызстан из России поставлялся готовый продукт. То есть бензин, дизтопливо, сжиженный газ, битум, мазут и так далее. Однако недавно появилась информация о том, что вопрос о поставках сырой нефти в Кыргызстан решен положительно. Причем, несмотря на то, что в республике есть несколько нефтеперерабатывающих предприятий, завозить сырую нефть будут пока только в адрес одного. Во всяком случае, известно, что пока только у него запрошена информация, какое количество сырья они смогут переработать за год. Исходя из полученных данных будут вноситься корректировки в индикативный баланс.

- На первый взгляд, ничего страшного не происходит. И тем не менее Международный деловой совет посчитал, что в этой ситуации есть определённые риски? В чем они заключаются?

- По имеющейся у нас информации, тот объём сырой нефти, который предполагается поставить в Кыргызскую Республику, готовы предоставить за счет сокращения в индикативном балансе завоза готовых продуктов. Вопрос в том, будет ли гарантия, что кыргызстанский потребитель захочет покупать ГСМ отечественного производства. Ведь в республике большинство автомобилей японского и немецкого производства, и они ориентированы на качественный бензин. Важно обратить внимание на суть переработки сырой нефти в современных условиях. Во-первых, это снижение себестоимости. Чтобы этого достичь, нужны новые современные технологии, прежде всего экономически безопасные. Никто не говорит, что в Кыргызстане нельзя заниматься нефтепереработкой. Вопрос в том, есть ли у предприятия, куда собираются поставлять сырую нефть для переработки, возможности использовать такие но-хау.

- А кто будет контролировать качество топлива, произведенного в Кыргызстане? Да и вообще, если ли такая возможность?

- Наше население, если можно так сказать, избаловано хорошим качеством российского бензина. Компании РФ, так называемые столпы нефтетрейдерного бизнеса Российской Федерации, завозят в Кыргызстан продукцию начиная с третьего класса и выше. Это качество, которое удовлетворяет потребности не только населения, но и отвечает нормам экономической безопасности страны в целом. Например, горнодобывающие компании используют в своей работе очень дорогостоящую технику, и при ее эксплуатации очень важно использовать нефтепродукты высочайшего класса.

- Есть ли какая-то информация хотя бы о предполагаемом качестве нефтепродукта, который, возможно, появится на рынке Кыргызстана, и кто будет определять этот показатель?

- К сожалению, никаких сведений о том, какого качества продукцию могут дать отечественные производители, нет. Так что вопрос пока остаётся открытым. Впрочем, как и орган, который это качество сможет определить.

-Существуют ли в Кыргызстане отечественные параметры качества ГСМ или мы пользуемся российскими?

- Ответ на этот вопрос мы и ждём от представителей госструктур. Насколько мне известно, в республике есть лаборатории, которые выдают сертификаты соответствия, но насколько они будут применимы к топливу, произведенному в Кыргызстане? Ведь для этого нужно специальное оборудование, да и саму процедуру, а также параметры необходимо закрепить законодательно.

- Давайте предположим самый негативный вариант развития событий. То есть, если кыргызский бензин никто покупать не будет, тогда как доля российского на рынке КР уменьшится согласно корректировкам, внесенным в индикативный баланс. Что может произойти тогда?

- В этом случае дефицит российского ГСМ неизбежен. Цены взлетят. Кроме того, я боюсь возникновения такой ситуации, да и практика последних лет показывает, что деятельность отечественных нефтеперерабатывающих предприятий далека от стабильной. Слишком часто вокруг отдельных из них возникают скандалы. Отсюда вопрос: смогут ли они стабильно работать?

- И какой выход из создавшегося положения? С одной стороны, казалось бы, хорошо, что будет развиваться отечественная промышленность, но оказывается, с этим связано много проблем?

- Полагаю, здесь надо всё хорошенько взвесить и просчитать. Если даже мы будем решать вопросы с учётом включения в индикативный баланс поставок сырой нефти, то основной принцип должен быть «не навреди». Наверное, надо было собрать представителей государственных органов, бизнес-сообщества Кыргызстана, в том числе и нефтеперерабатывающих заводов, Ассоциацию нефтертрейдеров республики и сесть за стол переговоров. И с учётом полярности взглядов и мнений всех сторон принять решение.

- Чья инициатива была внести корректировки в индикативный баланс? И почему это произошло ни раньше ни позже, а именно в этом году?

- Сам по себе вопрос о снижении стоимости нефтепродуктов всегда актуальный. Причём не только для Кыргызстана. Этой проблеме уделяют большое внимание и в странах с развитой экономикой.

- Почему же в таком случае не поднимается вопрос о разработке месторождений нефти в Кыргызстане? Осенью 2011 года, когда глава «Газпрома» посещал Кыргызстан, он заявлял, что республика вполне может обеспечивать себя нефтью и газом, и он пообещал помочь с разведкой и освоением залежей.

- Этот вопрос достаточно тривиальный. Есть еще проблема качества самой сырой нефти, от которого зависит и качество конечного продукта. Насколько мне известно, наша нефть с большим содержанием серы и парафина. Из нее при переработке не получатся хорошие продукты, и вряд ли они удовлетворят потребности самого населения и компаний, которые влияют на экономическое развитие страны. Поэтому мы и отдаем предпочтение российским нефтепродуктам и сырой нефти.

- Будет ли возникшая ситуация с индикативным балансом рассмотрена на заседании Международного делового совета?

- Пока это вопрос открыт. Скажу, что мы свою позицию по данному вопросу выразили и очень надеемся, что всё-таки эта проблема будет решаться за столом переговоров с учётом наших предложений. Насколько мне известно, у отдельных государственных органов было намерение собрать представителей бизнес-сообщества, чтобы обсудить эту проблему, но произошло это или нет, пока не знаю. Мне кажется, что было бы правильным выработать какой-то общий подход к этому решению. И потом, прежде чем делать какие-то выводы, очень важно провести расчёты и проинформировать население. Например, при переработке нефтеперерабатывающими предприятиями Кыргызстана сырой нефти, поступившей из Российской Федерации, цена будет вот такая, а завезенные ГСМ будут стоит вот столько.

- Говоря о поставках сырой нефти в Кыргызстан, почему-то этот процесс связывают с одним из предприятий, расположенным в Чуйской области, тогда как в республике есть и другие. Не кажется ли Вам, что здесь просматривается некое лобби?

- Однозначно ответить на этот вопрос можно лишь, располагая конкретными фактами. У меня их нет. Поэтому я полагаю, не стоит заранее поднимать шумиху. И потом - обсуждать такте вопросы не в моей компетенции. Я выказал лишь риски, с которыми, по моем мнению, может столкнуться Кыргызстан.

- Не получится ли так, что людей могут ввести в заблуждение. А именно - продавать кыргызский бензин на тех заправках, где продается российский?

- Правильно ли я понял Ваш вопрос, что отечественный бензин могут реализовывать под видом российского для увеличения прибыльности продаж? Если так, то в больших масштабах навряд ли. Крупным российским и отечественным сбытовым компаниям не имеет смысла заниматься такой деятельностью, у них и так продукт российский. Кроме того, здесь огромные репутационные риски. Да и более мелким игрокам, думаю, этого не надо. Население страны прекрасно осведомлено о качестве тех или иных продуктов, поэтому при эксплуатации автомобиля смогут сделать выводы о происхождении товара. В любом случае в конечном итоге все сводится к человеческому фактору. Допускаю, что найдутся люди, которые будут заниматься такими негодными делами, но скорее всего, это будет исключение из правил.

Справка

Международный деловой совет — бизнес-ассоциация, созданная в 2000 году, объединяет широкие круги представителей отечественного и международного бизнеса, крупнейших налогоплательщиков страны. Миссия МДС - продвижение общих интересов инвесторов и предоставление своим членам информации и консультаций, а также создание привлекательного инвестиционного климата в Кыргызстане путем продвижения необходимых законодательных актов и сотрудничества с органами государственной власти, местными и международными организациями.