Аналитика / Статьи /
Действующая редакция Налогового кодекса требует системных изменений

МДС
7 декабря 2016

Заседание по обсуждению проекта новой редакции Налогового кодекса КР прошло 7 декабря в Министерстве экономики КР. В дискуссиях приняли участие представители министерств и ведомств, бизнес-ассоциаций республики, являющиеся членами Межведомственной комиссии по доработке проекта новой редакции НК КР и проекта Концепции фискальной политики в КР на 2017 – 2030 гг. Международный деловой совет входит в состав Межведомственной комиссии.

Как отметил министр Арзыбек Кожошев, в целях создания благоприятной среды для предпринимательской деятельности, создания точных правил налогообложения в рамках ЕАЭС образована Межведомственная комиссия, которая подготовила предложения по детализации отдельных вопросов налогообложения операций по взаимной торговле с государствами - членами ЕАЭС и адаптации налогового законодательства страны к современным экономическим условиям.

Необходимость разработки и внесения системных изменений в действующую редакцию Налогового кодекса КР обусловлена многими причинами.

В процессе практики правоприменения в течение 7 лет были выявлены противоречия, неясности, пробелы, которые приводили к разному пониманию норм должностными лицами налоговых органов и налогоплательщиками, что неизбежно приводило и приводит к налоговым спорам.

Естественное экономическое развитие привело к применению налогоплательщиками ранее неприменяемых или редко применяемых экономических видов отношений, например, возникающих в рамках простого товарищества, доверительного управления, в отношениях с агентом, в операциях, осуществляемых по исламским принципам финансирования, в операциях, осуществляемых с товарами, помещенными под различные таможенные процедуры и т.д. Отсутствие точно установленных правил в рамках указанных и других сложных правовых институтах, затрудняет деятельность субъектов бизнеса, увеличивает его затраты и риски.

Вступление Кыргызстана в ЕАЭС вызвало необходимость гармонизации применяемых терминов, понятий и процедур администрирования, с одной стороны с резидентами ЕАЭС. С другой стороны, требует стандартизации и унификации данных правил и процедур во взаимоотношениях с третьими странами. Иначе, применение отличающихся правил налогообложения со странами ЕАЭС и третьими странами создает непосильное бремя для законопослушного ведения бизнеса.

По словам замминистра Баккельди Тюменбаева, в течение 7 лет применения действующей редакции НК были внесены изменения и дополнения более чем 90 законами о внесении изменений и дополнений. Если часть из них расширяли и улучшали прочтение кодекса пользователями, то часть из них носила несистемный, случайный характер, что привело постепенно к утрате такого важного качества для кодифицированного нормативного правового документа, как цельности.

В целях решения выявленных проблем налогообложения, требующих уточнения, исключения неясностей и противоречий, выявленных в процессе практики правоприменения подготовлены изменения и дополнения более чем 60% статей в действующую редакцию Налогового кодекса, в том числе разработано более 70 новых редакций статей.

При этом основная структура кодекса и базовые инструменты не претерпели принципиальных изменений. Учитывая требования статьи 17 Закона КР «О нормативных правовых актах», в связи с тем, что количество вносимых в действующую редакцию изменений и дополнений составило более половины текста действующей редакции, предлагаемые изменения и дополнения оформлены законопроектом в виде новой редакции НК КР.

Вносимые данным проект НК КР изменения и дополнения могут быть представлены следующими двумя большими группами.

Изменения и дополнения, систематизирующие, структурирующие и дополняющие применяемые крупные институты и механизмы налогообложения, такие, как:

- Налоговый учет (Глава 21, статьи 166-172):

1) определено место налогового учета в целях налогообложения, дано определение Налоговой политики субъекта и установлены требования к ее содержанию;

2) дана методологическая основа для ведения раздельного учета;

3) в налоговых целях предоставлено право субъектам микро - и малого предпринимательства вести учет на основе кассового метода, разработана отдельная статья, раскрывающая методику ведения;

4) дано понятие микропредпринимательства с критериями: объем выручки до 4,0 млн. сомов, без привлечения наемного труда;

Последствиями указанных изменения будет предъявление со стороны Налоговой службы требований по ведению субъектом микро- и малого предпринимательства только налогового учета;

- Имплементация главы 40-1 Налогового кодекса в Раздел IX «Налог на добавленную стоимость:

1) технически данная задача исполнена на основе включения активных норм главы 40-1 в соответствующие тематические (поэлементные) статьи Раздела IX Налогового кодекса «Налог на добавленную стоимость» (главы 35-40). Пассивные (отсылочные) нормы из главы 40-1 в главы 35-40 Налогового кодекса исключены. Примененный технический подход значительно облегчает пользование Налоговым кодексом;

2) приведены в полное соответствие определениям законодательству ЕАЭС и уточнены редакции ключевых терминов по налогообложению операций внутри ЕАЭС:

а) «экспорт», «импорт», «облагаемый импорт» товаров (статьи 4 (4), 165 (ст. 153 в действующей редакции), 240 (224) и 288 (261), поскольку действующая редакция приводит к ряду нежелательных правовых последствий, в частности:

- ввоз товаров в нарушение норм Таможенного кодекса ТС и Закона КР «О таможенном регулировании» не признается облагаемым импортом;

- при действующем определении экспорта (ст.224 в действующей редакции), под него подпадают такие процедуры как «временный вывоз», «переработка вне таможенной процедуры», «реэкспорт»;

б) «место поставки товаров» (статьи 235, 236) - данные определения в законодательстве ЕАЭС и соответственно, в главе 40-1 Налогового кодекса очень близки, но не идентичны. Отсюда следует, что одинаковые налоговые правоотношения по аналогичным операциям могут повлечь за собой в отдельных случаях разные налоговые последствия в зависимости от того, была ли операция совершена с участием резидента государства-члена ЕАЭС или нет;

в) Статья 254 (235) также дополнена выдержкой из основного правила определения места поставки товара из Приложения 18 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» к Договору о ЕАЭС (далее – Приложение 18);

г) «дата налогового обязательства» ст.253 (234);

и) «налоговая база» ст.292, 295, 296 (264, 267, 267-1);

к) для удобства восприятия и соответствия фактическому состоянию термин «Таможенный союз» заменен на термин «Союз» по всему тексту Налогового кодекса ст.4 (4).

3) исключены пробелы налогового законодательства в части:

- удержания и уплаты в бюджет НДС с облагаемой поставки, осуществляемой на территории КР иностранной организацией, деятельность которой не приводит к возникновению постоянного учреждения на территории КР (механизм обратного НДС – ст.242, 243, 292, 293, 299, 313(226, 228, 264, 265, 270, 282).

- распространения процедуры представления отчетности при возврате товаров в случаях, отличных от возврата по причине низкого качества и/или некомплектности товаров, на все остальные случаи возврата ст.303 (274-1);

- налогообложения операций по товарам, помещаемым под таможенные процедуры транзита, таможенного склада, беспошлинной торговли, свободной таможенной зоны, свободного склада, уничтожения, отказа в пользу государства, специальную таможенную процедуру, переработки на (вне) таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, выпуска для внутреннего потребления, реимпорта, а также поставках, осуществляемых в период нахождения под этими процедурами (статья 281-1

4) внесены редакционные уточняющие поправки в ряд норм.

Трансфертное ценообразование – глава 16, статьи 127-134 (118-121):

1) расширен перечень случаев применения рыночных цен:

- в отношении мнимой или притворной сделки, признанной таковой судом;

- при сделках с субъектом, освобожденным от налога на прибыль;

- при сделках с резидентом оффшорных зон;

- при получении необоснованной налоговой выгоды от многосторонней или многоступенчатой сделки с участием или при посредничестве третьих лиц.

2) введено понятие «Контролируемая сделка» и установлена система отчетности по ней;

3) введен инструмент Соглашения по Контролируемой сделке и установлены правила его заключения.

- Регистрация индивидуального предпринимателя.

С 1 января 2016 г. функция государственной регистрации индивидуальных предпринимателей (ИП) передана Налоговой службе, что потребовало внесение ряда изменений и дополнений в процедуры регистрации, в связи с чем в Главу 12 НК КР ст. 98 – 105 (статьи 94-99) были внесены следующие изменения:

1) налоговая регистрация приравнена к государственной;

2) расширены основания для признания деятельности физического лица предпринимательской: систематическая основа, приобретение объекта недвижимости нежилого назначения, земельного участка несельскохозяйственного назначения

3) уточнены процедуры регистрации, применяемые регистрационные документы;

4) время регистрации сокращено с 15 до 5 дней в случае получения налоговым органом сведений о ведении деятельности без регистрации и 1-го дня в случае подачи заявления налогоплательщиком;

5) установлена ответственность физического лица, учредившего индивидуального предпринимателя, по налоговым обязательствам индивидуального предпринимателя.

- Международное налогообложение.

Проблемой действующей редакции НК КР является отсутствие системности изложения данного вопроса. Относящиеся к теме статьи разбросаны по частям и внутри раздела «Налог на прибыль». Указанная проблема решена на основе введения в НК КР новой Главы 34 статьи 236-239 (222, 223), в которой:

1) собраны все статьи, имеющие отношение к вопросу: особенности налогообложения в соответствии с международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, налогообложение из источника дохода в КР;

2) разработаны отдельные статьи, рассматривающие:

а) налогообложение доходов отечественных организаций, полученных за пределами КР;

б) налогообложение доходов иностранных организаций, полученных в КР или из источника дохода в КР;

в) особенности налогообложения доходов иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное учреждение в КР;

г) исключены противоречия и неясности статьи 223 действующей редакции НК КР.

- Капитализация нераспределенной прибыли.

Данная проблема явилась предметом дискуссии в течение последних лет и поводом для доначисления налога из источника для ряда финансовых учреждений на основании приравнивания процесса капитализации нераспределенной прибыли к выплате дивидендов. Причиной послужила неполнота норм по данному вопросу, как действующей редакции НК КР, так и гражданского законодательства. Как международный опыт, так и законодательство государств-членов ЕАЭС исключают такой подход. В целях исключения данной неясности:

1) разработан пакет изменений и дополнений в следующие НПА:

а) Гражданский кодекс КР;

б) Закон КР «О хозяйственных товариществах и обществах»

в) Закон КР «Об акционерных обществах»

г) Налоговый кодекс КР

2) уточнено определение дивиденда в НК КР.

Данные уточнения окажут позитивное влияние на формирование капитала в банках, других финансовых учреждениях, страховых компаниях, акционерных обществах.

- Налоговый агент.

В действующей редакции НК налоговым агентом признается работодатель, при этом и работодатель и наемный работник признаются налогоплательщиком, что на практике приводит к коллизии при обнаружении изменения налогового обязательства по ранее уплаченному подоходному налогу. Кроме того, фактически обязанности налогового агента исполняются субъектами в некоторых случаях уплаты:

- Земельного налога (Арендатор);

- Налога на доход нерезидента из источника в КР;

- Акцизного налога по давальческому сырью. Однако действуют указанные субъекты без статуса налогового агента.

Указанная неопределенность приводит в некоторых случаях к невозможности оценить правовые последствия действий субъектов и налоговых органов.

В предлагаемой редакции НК КР определены статус, права и обязанности налогового агента в отдельной статье по:

1) Подоходному налогу - в отношении выплачиваемого дохода;

2) Налогу на прибыль – в отношении дохода нерезидента;

3) НДС – в отношении работ/услуг иностранной организации в КР;

4) Акцизному налогу – в отношении перерабатываемого давальческого сырья;

5) Налогу на имущество – в отношении арендуемого государственного или муниципального имущества.

- Агентские отношения.

Отсутствие точных правил определения плательщика в налоговых правоотношениях принципал-агент в действующей редакции НК приводит к налоговым спорам и уклонению от налогообложения

В предлагаемой редакции статьи

1. Статья 251 НК КР (233) устанавливает общее правило: если агент действует от имени принципала, налоговое обязательство несет принципал; если агент действует от своего имени, налоговое обязательство несет агент.

2. Разработана новая статья 252, регулирующая налогообложение агента при импорте товаров

Налогообложение в СЭЗ.

В связи с вступлением в ЕАЭС НК КР и Закон КР «О СЭЗ» вошли в противоречие с Таможенным кодексом Таможенного союза и Соглашением по вопросам СЭЗ и СТЗ (18.06.2010 г.), в части процедур и правил налогообложения в СЭЗ по вопросам квотирования продукции и определения Декларанта при вывозе товаров из СЭЗ. В предлагаемой редакции НК КР внесены соответствующие изменения и дополнения:

1) в раздел «Налогообложение в СЭЗ»;

2) в Закон КР «О СЭЗ» - исключены квоты, статьи по налогообложению, установлены отсылочные нормы на НК КР и таможенное законодательство КР и ЕАЭС.

- Механизм субсидирования льгот.

К сожалению, безудержная практика требований и внесения изменений в НК КР, предоставляющих льготы по налогам, не прекращается. Сумма предоставляемых действующим налоговым законодательством льгот и преференций оценивается экспертами в размере свыше 20,0 млрд. сомов.

С другой стороны, у органов, ответственных за сбор бюджетных платежей, недостаточно инструментов и информации для мониторинга и анализа правомерности используемых конкретными субъектами освобождений от уплаты налогов и эффективности для экономики страны от предоставления данных льгот.

- Налогообложение операций финансирования и привлечения средств на основе исламских принципов.

В действующем законодательстве исламские принципы определены только банковским законодательством, а налоговое законодательство приравнивает доход, полученный по операциям финансирования, к процентному доходу.

В новой редакции НК КР внесены системные изменения с учетом изменений и дополнений в ГК КР по исламским принципам финансирования, в основе которых лежит приравнивание доходов (прибыли), поставки, получаемой и осуществляемой при операциях по исламским принципам финансирования, тем экономическим операциям, которому они соответствуют по сути правоотношений: заимствование, депозит, простое товарищество, операционная аренда, лизинг, кредитование для приобретения или строительства жилья и пр.

II. Отдельные изменения и дополнения в текст Налогового кодекса, уточняющие применение, снимающие противоречия и неясности, закрывающие пробелы в изложении отдельных норм, а также редакционные поправки, проблемы с которыми были выявлены в процессе практики правоприменения, в том числе по отдельным налогам:

- По налогу на прибыль:

1) возвращен классический механизм исчисления амортизации;

2) исключена главы 34-1 «Упрощенный порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль субъектом малого и среднего предпринимательства», необходимость в которой при новых условиях начисления амортизации и возможности ведения учета по кассовому методу, утрачена, а ее применение вызывало много неразрешимых вопросов налогоплательщика;

3) также исключена статья 221 «Ставки и сроки уплаты налога на проценты», в которой нет необходимости при равенстве ставок налога на прибыль и налога на проценты;

4) структурировано изложение части 1 статьи 203 (189) и других статей;

5) уточнен расчет определения права налогоплательщика для получения льгот сельхозпроизводителя, сельхозкооператива, некоммерческой организации;

6) разработаны нормы, закрывающие пробелы в отношении налогообложения сложных финансовых инструментов: простого товарищества, доверительного управления, дисконтирования;

7) установлена дата расчета по налогу на прибыль как дата, установленная НК КР для подачи ЕНД, а не дата ее фактического представления;

8) четко определено, что законодательные, государственные, судебные и муниципальные органы не являются налогоплательщиками, за исключением обязанности налогового агента по подоходному налогу;

9) предоставлено освобождение от уплаты налога на прибыль машинотракторным станциям;

-. По подоходному налогу:

1) уточнены категории налогоплательщиков подоходного налога, добавлены физические лица, имеющие вид на жительство и статус кайрылмана;

2) установлено правило по не взиманию подоходного налога налоговым агентом при приобретении объектов недвижимости и транспортных средств у физического лица, поскольку налоговый агент не может быть ответственным за правильность оценки таких юридических фактов как правомерность, достоверность документов, первоначальная стоимость приобретения имущества, право на дополнительные вычеты;

3) структурирована статья 181 (б.167), исключено дублирование пунктов;

4) уточнена редакция статей СГД;

5) уточнены обязательства налогового агента и работника по предоставлению вычетов (ограничение – до даты представления ЕНД);

6) дополнен перечень разрешенных вычетов на обучение, если обучение проведено в КР, уточнено право на вычет расходов на проведение Совета директоров.

- По налогу на добавленную стоимость:

1) введены нормы по налогообложению реимпорта, реэкспорта;

2) исключены статья и понятие «Экспорт услуг», поскольку согласно законодательству ЕАЭС работы и услуги облагаются по месту поставки;

3) исключено требование корректировки НДС в случае истечения срока службы, в случае порчи и утраты приобретенных материальных ресурсов;

4) установлена обязанность уплаты налога на импорт с количества (стоимости) товара, превышающего лимит ввоза для физического лица;

5) систематизировано применение в налоговых целях ограничений для понятия «Основное средство»;

6) осуществлена редакция статей НК КР относительно лизинга с целью исключения противоречия (Статья 231 – исключение из состава объектов налогообложения, статья 232 – поставка товара.

7) изменено содержание понятия «учетная стоимость» для основного средства (с первоначальной на балансовую);

8) включены новые инструменты по администрированию НДС;

9) сокращено время возврата и возмещения НДС с 60-ти дней до 45 для всех налогоплательщиков и 10-ти для добросовестных плательщиков на основе расширения Перечня налогоплательщиков для упрощенного возврата и возмещения НДС, установления ограничений для добровольной регистрации по НДС (налоговая история, депозит) и инструмента обследования по НДС;

10) предоставлено освобождение от уплаты НДС машино - тракторным станциям;

- По акцизному налогу:

имплементированы нормы законодательства ЕАЭС в отношении акцизного налога, установлен перечень представляемых документов при импорте-экспорте в ЕАЭС;

определена дата налогового обязательства акциза по произведенной продукции, не подлежащей обозначению акцизной маркой;

устранена нечеткость редакции статьи 329 КР (б.294) в отношении механизма определения акциза, подлежащего вычету;

проведена инвентаризация норм по налоговой базе, исключены неприменяемые нормы;

уточнена редакция определения «Акцизная марка»;

проведено сквозное уточнение редакции раздела;

- По налогам на недропользование:

уточнена по согласованию с Госкомгеологией КР применяемая терминология в отношении определения налоговой базы;

структурирована редакция предоставления освобождений

расширено предоставление льготы по уплате налога на недропользование в отношении отбора подземных вод:

а) специализированные организации водоснабжения освобождены от уплаты бонуса (а не только роялти);

б) коммерческие субъекты освобождены от бонуса и роялти в части водоснабжения населенных пунктов.

- По налогу на имущество:

1) объединены в один раздел разделы НК КРXIII «Налог на имущество» и раздел XIV «Земельный налог»;

терминология раздела приведена в соответствие с гражданским и земельным законодательством, уточнены элементы налогообложения: дата налогового обязательства, представление информационного расчета, льготы и освобождения;

уточнен подход к определению налоговой базы для нежилых зданий и помещений в зависимости от назначения (учрежденческие, административные, торговые, складские, производственные, культурно-бытовые, служебные, прочие);

введены корректировочные коэффициенты по налогу на роскошь на жилые дома и квартиры, площадью более 200 кв.м. и автотранспортные средства

- По специальным налоговым режимам:

1) структурирована статья по общим правилам налогообложения на основе добровольного патента;

2) введен запрет на осуществление деятельности на основе добровольного патента для налогоплательщиков, осуществляющих экспортно-импортные операции;

3) установлена возможность уплаты налога на основе упрощенного режима для налогоплательщиков, осуществляющих освобожденные поставки, при превышении ими выручки свыше регистрационного порога;

4) установлена возможность параллельно осуществлять деятельность по упрощенному режиму и на основе обязательного и добровольного патента;

5) запрещена добровольная регистрация по НДС субъектам, уплачивающим единый налог (упрощенный режим).

Кроме того, в части администрирования налогов внесены следующие основные изменения и дополнения:

расширено понятие ККМ как аппаратуры, позволяющей обеспечить передачу данных в режиме он-лайн в ИС ГНС;

разработан ряд требований по применению ККМ с функцией передачи данных в он-лайн режиме органам налоговой службы в ключевой инструмент администрирования налогов в будущие периоды:

а) установлены процедуры приостановления регистрации налогоплательщика, обеспечивающие требования обязательности применения ККМ, а также установлен запрет на ведение деятельности в специальных налоговых режимах в случае неприменения ККМ;

б) разработаны меры ответственности в Кодекс об административной ответственности Кыргызской Республики за неприменение ККМ, применение ККМ с отключенной функцией он-лайн передачи данных;

в) в Уголовный кодекс Кыргызской Республики внесено дополнение по применению меры уголовной ответственности за повторное нарушение по неприменению ККМ с наказанием общественными работами установлением запрета на ведение предпринимательской деятельности на 5 лет;

2) заложена законодательная основа для создания в КР специализированного (Налогового суда) – в статье 161 (б. 149);

3) установлена обязанность налогоплательщика прилагать к ЕНД бухгалтерский баланс, кроме субъектов микропредпринимательства;

4) описан механизм начисления пеней в случае превышения срока возврата переплаты (или суммы превышения НДС) по налогам из бюджета;

5) установлен запрет на введение новых специальных налоговых режимов;

6) установлен порядок вступления в силу изменений в НК КР с 1 января следующего года;

7) уточнены и введены термины: выручка, безналичный расчет, налоговая льгота, освобождение от уплаты налогов, необоснованная налоговая льгота, субъект микропредпринимательства, работы, услуги, машино-тракторная станция (МТС) и др.;

8) уточнены основания для проведения внеплановой проверки;

9) усилены требования к проведению камеральной проверки и оформляемых в ее результате документов.

В результате предлагаемых изменений и дополнений в рамках проекта НК в части исчисления, уплаты и представления отчетности по всем налогам приобрели более точный и однозначный характер, ликвидируют отдельные пробелы, содержащиеся в налоговом законодательстве ЕАЭС, уточняют механизмы и правила налогообложения операций, связанных с завершением таможенных процедур в отношении товаров ЕАЭС.