Аналитика / Статьи /
Темирбек Ажыкулов: «В бизнес-среде Кыргызстана не заметили особых продвижений в борьбе с коррупцией»

Темирбек Ажыкулов
6 августа 2015

«Начинать надо не с привлечения новых инвестиций, а с разрешения проблем тех инвесторов, которые уже работают в Кыргызстане. С каждым годом растет количество судебных разбирательств между компаниями и государственными органами, и, к сожалению, чаще решения выносятся не в пользу государства», - отметил в статье, написанной специально для CABAR.asia, Темирбек Ажыкулов, исполнительный директор Международного делового совета (Бишкек, Кыргызстан).

Вполне очевидно, что стране со слабой экономикой и неразвитой промышленностью, какой является Кыргызстан, сложно встать на ноги без инвестиций – как внутренних, так и внешних. При подобной ситуации также должен быть очевиден интерес государства в создании всех необходимых условий для инвесторов и активная работа по их привлечению. С этой точки зрения в Кыргызстане наблюдается двоякое положение – с одной стороны, есть определенные условия, есть попытки улучшения ситуации и стремление привлечения новых вложений, с другой – существуют серьезные факторы, пугающие бизнес и тормозящие рост инвестиций, которые государство пока серьезно не нивелировало.

В 2014 году приток прямых иностранных инвестиций в стране уменьшился на 37% по сравнению с показателями в 2013 году, и составил $608,5 млн. Данные Нацстаткома КР показывают, что снижение произошло по всем отраслям, за исключением только сферы строительства, информации и связи.

Есть ряд объяснений, почему Кыргызстан пока еще не стал конкурентоспособной страной для инвестиций, но сперва начнем с того, какие условия и попытки предпринимаются для улучшения ситуации.

Плюсы и минусы Кыргызстана для потенциальных инвесторов

Преимущества

Нынешние плюсы Кыргызстана для потенциальных инвесторов состоят в том, что в стране относительно дешевая рабочая сила и электроэнергия, земля богата рядом полезных ископаемых; сельское хозяйство со сравнительно мягкими зимами и теплыми летами имеет большой потенциал; также есть огромный пласт направлений неиспользованных возможностей в гидроэнергетике, туризме, легкой и пищевой промышленности. Это что касается относительно, так называемых, «естественных условий» для инвестиций.

Теперь о законодательстве. В стране самая либеральная в регионе система налогообложения. В частности, в стране созданы условия для развития предпринимательства на основе либеральных принципов, включая режим наибольшего благоприятствования, равные условия деятельности для иностранных и местных компаний, право обращения инвестора в международный арбитраж, свобода денежных операций. Кроме того, инвесторы имеют гарантии вывоза или репатриации за пределы Кыргызстана инвестиций, имущества и информации. Защита прав иностранных инвесторов предусмотрена законом «Об инвестициях в Кыргызской Республики».

Налажен постоянный диалог между государственным и частным секто¬рами. Принятый в 2012 году Закон «О государственно¬-частном партнерстве» предусматривает новые возможности для инвесторов. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации, покупке акций и ценных бумаг кыргызских компаний. Закон предоставляет возможности долгосрочного сотрудничества с государством, включая привлечение государственным партнером частного партнера к проектированию, финансированию, строительству, восстановлению и реконструкции объектов. Закон устанавливает виды государственной поддержки, государственные гарантии защиты частных инвестиций.

Главная задача сегодня – это диверсификация инвестиций. Больше средств надо привлекать в производство, перерабатывающую отрасль, энергетику, туризм. Вхождение в Евразийский экономический союз даст импульс привлечению инвестиций в перерабатывающую отрасль, а пока большая часть сельхозпродукции Кыргызстан экспортирует в виде сырья.

Улучшается законодательство в сфере защиты и продвижения инвестиций. В начале 2015 года вступил в силу Закон КР «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» по введению режима стабилизации для инвесторов в Кыргызстане. МДС непосредственно участвовал в разработке этого законопроекта, направленного на стимулирование прироста инвестиций путем предоставления инвесторам возможности использовать право на стабилизацию правового режима в течение определенного срока. В течение десяти лет со дня подписания соглашения о стабилизации инвесторы имеют право выбора наиболее благоприятных для них условий по уплате налогов, включая налог на добавленную стоимость, кроме других косвенных налогов, и неналоговых платежей.

В последние годы в Кыргызстане проведены реформы по дерегулированию бизнес-среды, сокращению количества лицензируемых видов предпринимательской деятельности, сокращению количества контролирующих органов. Проверки проводятся на основе критериев рисков. Внедрены системы «единого окна» при открытии бизнеса, получении разрешений на строительство и для предтаможенного оформления при экспортно-импортных операциях.

Слабые стороны

При этом, несмотря на ряд вышеуказанных положительных факторов, стабильного и большого притока инвестиций не наблюдается; бизнес, как внутри, так и за рубежом, с осторожностью наблюдает за ситуацией и еще более осторожнее приходит со своим капиталом. С чем это связано?

По мнению бизнес-сообщества, росту инвестиций препятствуют следующие факторы: незащищенность частной собственности; неисполнение за¬конов и правил; высокий уровень бюрократии и отсутствие четких правил игры; отсутствие преемственности политики лидеров государства; непредсказуемая политико-эконо¬мическая среда; непредсказуемость законодательства и от¬сутствие последовательности судебных решений; нехватка трудовых ресурсов и сложности получения разрешений на работу для иностранцев.

В стране нет программ развития, которые бы рассматривали малый и средний бизнес (МСБ) в качестве полноправных участников экономики. В Национальной стра¬тегии устойчивого развития Кыргызской Республики до 2017 года (НСУР), развитие бизнеса рассматривается в общих чертах, в то время как нужна подробная дорожная карта развития малого и среднего бизнеса.

Закон КР «О государственной поддержке малого предпринимательства» декларативен и не исполняется. В стране часто меняется законодательство, и чиновники на местах пользуются правовой неграмотностью участников МСБ.

Пессимистичное настроение инвесторов связано с непоследовательностью политики, проводимой основными государственными институтами страны. Смена руководства в государственных структурах не всегда гарантирует последовательность и неизменность приоритетов. Уровень недоверия населения, в том числе и инвесторов, к государству не уменьшается, потому что заявления лидеров страны часто не подтверждаются действиями.

Нестабильность законодательства, растущее количество разногласий и длительных судебных тяжб между компаниями и государством, нерешаемые вопросы с местными населением во всех регионах страны настораживают потенциальных инвесторов.

Продолжающиеся судебные разбирательства, инициированные иностранными инвесторами против Кыргызстана, усиливают негативное восприятие инвестиционного климата в стране.

Исследования инвестиционные привлекательности Кыргызстана

В инвестиционных исследованиях, которые МДС проводит на протяжении десяти лет, представлены предприятия с участием как иностранного, так и местного капитала. Эти компании работают в Бишкеке, а также во всех семи областях страны.

Среди важнейших вопросов при планировании инвестиций в Кыргызскую Республику респонденты называют предсказуемость законодательства, безопасность, в том числе прав собственности, регулирование деловой среды, лицензионно-разрешительной системы, налоговое и неналоговое бремя, коррумпированность государственных чиновников и налоговое администрирование.

По мнению инвесторов, законодательная база в Кыргызстане постоянно подвергается изменениям и дополнениям, при этом стоит вопрос о качестве и своевременности этих поправок.

Также они отметили нестабильность ситуации вокруг горнодобывающих компаний, о проблемах с местным населением, и о том, что роль правоохранительных органов в урегулировании этих вопросов слаба.

Правовая среда

Одним из индикаторов инвестиционного климата является правовая среда. Респонденты были опрошены на предмет сложности бюрократических процедур и регулирования деловой среды, включая получение лицензий и разрешительных документов, сложность в соблюдении экологических норм, права на приобретение и владение имуществом, а также законодательство в области найма рабочей силы.

Несмотря на продолжающиеся реформы, проводимые правительством в области дерегулирования бизнеса, оценка законодательной базы и исполнения законов остается низкой. Правовая среда осложняется бюрократическими проволочками и наличием множества неясных и нечетких процедур получения разрешительных документов, лицензий и ограничений на приобретение земельных участков, особенно для иностранных инвесторов, которые не имеют права приобретать в собственность земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Как один из наиболее серьезных факторов, негативно влияющих на инвестиционный климат в стране, инвесторы отмечают слабый уровень инфраструктуры. Помимо плохих дорог, это отсутствие должной коммерческой инфраструктуры, включая налаженную систему страхования, перемещения грузов и уровень финансовых услуг.

Налоговая среда

Налоговая среда, которая представляет собой не только нагрузку налоговых и таможенных ставок и неналоговых платежей, но и комплексную систему их администрирования, количество процедур и потраченного времени на уплату налогов, а также процедуры таможенного оформления.

Сложным вопросом для бизнеса является списание налоговыми органами НДС, принятого к зачету горнодобывающими предприятиями, и неисполнение налоговыми органами зачета излишне уплаченной суммы налога в счет неисполненного налогового обязательства налогоплательщика. Другие проблемы связаны со сложностью администрирования налогов, наличием одновременно двух косвенных налогов – НДС и налога с продаж, а также с налогом на доходы с горнодобывающих и горноперерабатывающих предприятий, чья деятельность связана с золотом. Последний налог взимается с выручки и не позволяет использовать предусмотренные законом вычеты, препятствуя тем самым эффективной деятельности компаний.

Условия рынка

Одним из важнейших факторов при определении инвестиционного потенциала страны является потребительский и сырьевой рынок. Исследование показывает, что условия рынка в Кыргызстане оцениваются ниже среднего. Ограниченность потребительского рынка страны ввиду небольшого населения и его низких доходов, а также ограниченный доступ к сырьевым ресурсам для производства препятствуют развитию рынка.

Ситуация обстоит лучше со спросом на товары из соседних стран. Оценка торговых отношений с соседними странами могла бы быть выше при разрешении вопросов приграничной торговли по экспорту мяса и молочной продукции в Казахстан и открытии торговых связей с Узбекистаном.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Так что же нужно предпринять государству, чтобы привлечь инвесторов? По мнению бизнес-сообщества, прежде всего, Кыргызстан должен иметь четкое видение - программу развития экономики, и эта программа должна стать настольной книгой правительства и ориентиром для всех граждан страны.

Насколько Национальная стратегия устойчивого развития КР 2013-2017 г. выполняет эту функцию? Отсутствие командной работы между министерствами и ведомствами, неисполнение законов, из-лишнее вмешательство депутатов Жогорку Кенеша в работу правительства, низкий уровень человеческого потенциала в стране, преобладание личных интересов государственных служащих над общенациональными интересами не дают возможности исполнять задачи, поставленные в НСУР и других стратегиях развития.

Создание благоприятного инвестиционного климата и бизнес-¬среды – это приоритеты не только руководства страны, но и бизнес-сообщества.

Международный деловой совет разработал свое видение развития экономики Кыргызстана, обозначив приоритеты - создание эффективных органов государственной власти, честных судов, качественного образования, спра¬ведливого налогообложения, а также снижение уровня коррупции и обеспечение безопасности инвестиций.

Для активизации частного сектора МДС предлагает государству принять меры по ускорению процессов согла¬сования и принятия административных решений, устранить дублирующие полномочия государственных органов и совершенствовать систему электронного документооборота.

Борьба с коррупцией

Несмотря на объявленную президентом борьбу с коррупцией, в Кыргызстане она широко распространена, что вызывает озабоченность инвесторов. Среди важнейших приоритетов члены МДС называют необходимость борьбы с коррупцией, причем необходимо устранять ее причины, а не последствия.

Хотя позиции Кыргызстана в авторитетных международных рейтингах, во многом отражающих состояние инвестици¬онного климата, постепенно улучшаются в последние годы, они все еще остаются неудовлетвори¬тельными (особенно по Индексу восприятия коррупции). В 2014 году Кыргызстан остался в числе стран с высоким уровнем коррупции, на 136-м месте из 175 стран. Но по сравнению с предыдущим годом (150-е место) позиция улучшилась. (Подробнее о коррупции в Кыргызстане читайте в статье: Адылбек Шаршенбаев: В Кыргызстане коррупция – вторая по значимости острая проблема после политической нестабильности )

Однако в бизнес-среде не заметили особых продвижений в борьбе с коррупцией. Предприниматели и рядовые граждане недовольны тем, что не смотря на возбуждение уголовных дел в отношении ряда высокопоставленных чиновников, они так и не понесли наказание.

При этом в региональном масштабе (среди стран Центральной Азии) показатели коррупции остаются приемлемыми, что соз¬дает стимулы для успешного конкурирования с соседними странами в создании привлекательной бизнес-среды.

Для улучшения ситуации МДС предлагает обеспечить конкурентные условия труда и оплаты для государственных служащих, увеличить финансирование учебных заведений, а также свести к минимуму условия для коррупционных проявлений путем автоматизации процессов взаимодействия с госорганами. Надо воспитывать в обществе нетерпимость к коррупции – добиться того, чтобы она воспринималась крайне негативно на всех уровнях – от чиновников высшего ранга до рядовых жителей страны. Формировать культуру нетерпимости к коррупции надо начиная с детского сада, в школах, вузах, на государственной службе.

Решение проблем действующих инвесторов

Начинать надо не с привлечения новых инвестиций, а с разрешения проблем тех инвесторов, которые уже работают в Кыргызстане. С каждым годом растет количество судебных разбирательств между компаниями и государственными органами, и, к сожалению, чаще решения выносятся не в пользу государства.

Ряд крупных инвесто¬ров, работавших и развивавших свои проекты в Кыргызста¬не, в недавнем прошлом вывели свои капиталы в другие страны и вышли из проектов в сфере недропользования в Кыргызстане. Вот лишь некоторые из них: ЗАО «Сантос Интернэшнл», Австралия (нефтегазовые проекты на юге страны – ЗАО «Южная Не¬фтяная Компания», ЗАО «Текстоник», СП «КНГ Гидрокар-бонс»); группа компаний Петрофак, Великобритания (добыча, переработка и продажа нефти – ЗАО «Кыргыз Петролеум Компани»); ОАО «Кентор Голд ЛТД», Австралия (медно-зо¬лотое месторождение в Таласе, месторождение золота на Иссык-Куле – ОсОО «Андаш Майнинг Компани», филиал ОАО «Кентор Голд ЛТД» в Кыргызстане); «Голд Филдз ЛТД», Южная Африка (медно-золотое месторождение в Таласе – ОсОО «Талас Коппер Голд»).

Использование международного опыта

Опыт развитых стран показывает, что даже при существен¬ном недостатке полезных ископаемых и других природных ресурсов экономика может динамично развиваться за счет сферы услуг, высоких технологий и других отраслей эконо¬мики. Однако это возможно при наличии не¬обходимых человеческих ресурсов, технологий, капитала, а также общественно-политической и экономической стабильности в стране.

Например, Швейцария, как и Кыргызстан, не имеющая выхода к морю, в отличие от нашей страны, не обладающая месторождениями полезных ископаемых, сумела построить одну из самых надежных банковских систем в мире. Сегодня это одна из самых стабильных экономик мира, которая по состоянию на 2014 год занимает 4-е место в мире по ВВП на душу населения.

Используя в производстве высокие технологии, Кыргызстан мог бы возродить простаивающие ныне заводы - при условии, что будут созданы по¬нятные и стабильные правила игры для предпринимателей.

Повышение человеческого потенциала

Для экономического развития страны особое значение имеют человеческие ресурсы. Какими бы природными и богатствами ни обладала страна, в конечном итоге эффективность их применения, включая эффективность капиталовложений и качество использования технологий, зависит от уровня человеческого потенциала. Сегодня компании сталкиваются не только с нехваткой высококвалифицированных работников, но и рабочей силы средней квалификации.

Образ человека, воспитываемого страной, формируется всю его жизнь, начиная с дошкольных учреждений. Особенно важна роль государства в обеспечении качественного дошкольного, среднего, средне-специального и высшего образования, а также идеологического воспи¬тания населения.

ЕАЭС

Вскоре Кыргызстан станет полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На прошлой неделе парламенты стран – членов ЕАЭС завершили ратификацию договора о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС, и остается урегулировать некоторые технические вопросы.

Однако у предпринимателей по-прежнему немало вопросов о том, как им придется работать в новых экономических условиях. Многие предприниматели опасаются, что когда в Кыргызстан начнут поступать товары из ЕАЭС, то местные производители просто не выдержат конкуренции.

Между тем рынок ЕАЭС открывает границы для производителей и поставщиков Кыргызстана, но им нужно сориентироваться, понять спрос и предложить потребителям конкурентный товар.

Одно из своих последний исследований МДС посвятил предстоящему членству вЕАЭС. Из компаний-респондентов 17% вовлечены в экспортно-импортные операции со странами ЕАЭС. Компании торгуют как сырьевыми товарами, так и товарами промышленного назначения, включая нефтепродукты, горное и телекоммуникационное оборудование и расходные материалы к ним, табачные полуфабрикаты, а также продовольственные и сельскохозяйственные товары. Кроме этого, эти компании имеют финансовые взаимоотношения в банковской сфере - аккредитивы и гарантии, а также проектные услуги.

Часть респондентов, высказавшихся в пользу присоединения к ЕАЭС, аргументируют прямыми эффектами, такими, как упрощение таможенных процедур, уменьшение таможенных платежей и снижение бюрократических барьеров, а также улучшение процесса сертификации и взаимного признания качества товаров. Среди прочих прямых положительных эффектов от присоединения компании отметили снижение времени на пересечение грузами границ, что связано с упрощением таможенных процедур улучшением налоговых процедур по принятию НДС к зачету.

Каждая шестая опрошенная компания положительно связывает экономическое будущее страны с расширением потребительского рынка, усилением конкурентной среды и повышением потенциала кыргызских экспортеров, привлечением инвестиций и углублением делового сотрудничества между крупными компаниями в зоне ЕАЭС, такими, как взаимное открытие представительств и участие в совместных проектах.

Среди косвенных эффектов указывается положительное влияние ЕАЭС в решении многих социальных проблем, связанных с трудовой миграцией, - это улучшение правового статуса и свободы передвижения мигрантов, урегулирование вопросов их трудоустройства, размер оплаты труда и вопросы социального страхования. Среди неэкономических положительных эффектов отмечаются также укрепление внешних границ, реализация научных и образовательных программ.

В то же время респонденты отметили риски, связанные со вступлением в ЕАЭС, включая повышение цен на внутреннем рынке в связи с повышением таможенных пошлин как на готовую импортную продукцию, так и на составляющие производственных товаров, ввозимых из третьих стран, а также потерю Кыргызстаном прежних позиций на региональном рынке реэкспорта товаров. Среди других негативных экономических последствий респонденты указали спад отечественного производства товаров в связи со слабой конкурентоспособностью на фоне других членов ЕАЭС.

Несколько компаний предполагают отток квалифицированной рабочей силы и рост безработицы. Кроме экономических причин, часть респондентов отметили политические риски страны, такие, как растущее влияние России, ужесточение законодательства и снижение донорской активности. Среди прочих косвенных причин упомянуты риски, связанные с возвратом размещенных средств по кредитам субъектами Кыргызской Республики, и нестабильностью валюты.

Компании предложили свои рекомендации Правительству страны - максимально отстаивать интересы Кыргызстана путем получения специальных преференциальных условий. Нужны программы государственной поддержки местного производителя в секторах, которые представляют сравнительное отраслевое преимущество для Кыргызстана, например, сельское хозяйство, перерабатывающая, текстильная промышленность.

При вступлении в ЕАЭС важна инфраструктурная готовность страны - наличие лабораторий по сертификации качества товаров и современной таможенной инфраструктуры, а также создание логистических центров на базе рынков «Дордой» и «Кара-Суу».

Темирбек Ажыкулов, исполнительный директор Международного делового совета (МДС)

Мнение автора может не совпадать с позицией CABAR.asia

http://www.cabar.asia/kyrgyzstan/393-temirbek-azhykulov-nachinat-nado-ne-s-privlecheniya-novykh-investitsij-a-s-razresheniya-problem-tekh-investorov-kotorye-uzhe-rabotayut-v-kyrgyzstane

Центральноазиатское бюро аналитической журналистики (CABAR) является проектом Института по освещению войны и мира (iwpr.net). Миссией CABAR является содействие обеспечению механизмов конструктивного взаимодействия СМИ, государственных институтов, а также представителей гражданского сектора центральноазиатского региона.

CABAR создан в рамках проекта «Усиление потенциала преодоления разногласий - снижение напряженности в Центральной Азии», финансируемого Министерством иностранных дел Норвегии.

С января 2015 г. CABAR поддерживается в рамках проекта «Формирование практики журналистских расследований для продвижения демократических реформ: налаживание взаимодействия между представителями правозащитных организаций, государственных институтов и СМИ» финансируемого Европейским Союзом.