О нас / СМИ о нас /
Закон о ЧС в экономике - запоздалое обсуждение

Азаттык
13 августа 2021

Министерство экономики и финансов провело встречу с общественностью и разъяснило суть закона о введении режима чрезвычайной ситуации в экономике.

Предприниматели и юристы были недовольны, что до принятия парламентом документ не обсуждался, и напомнили о потенциальных рисках. Ранее около 70 бизнес-ассоциаций обратились к президенту с просьбой наложить вето на этот закон.

Аргументы сторон

После масштабного недовольства Министерству все же пришлось организовать встречу, она прошла 12 августа. Закон защищали заместитель председателя кабинета министров КР, министр экономики и финансов Акылбек Жапаров и его зам Данияр Иманалиев.

Иманалиев провел короткую презентацию и рассказал, какие законодательные акты будут изменены в соответствии с принятым законом о введении режима чрезвычайной ситуации в экономике. Как и говорилось ранее, около 15 законодательных и нормативных актов приведут в соответствие с законопроектом.

«В первую очередь закон направлен на обеспечение быстрой реакции государства на негативные изменения в экономике. В частности, он поможет обеспечить стабильность цен, продовольственную безопасность, поддержку предприятий и сохранение рабочих мест. Также проект направлен на создание одинаковых условий для конкуренции и вывод экономики из тени», - заявил чиновник.

Кабинет министров инициировал законопроект о введении чрезвычайной ситуации в экономике 27 июля. Вскоре документ был внесен в парламент на первое чтение. Однако депутаты спешно приняли его, так как уходили на каникулы. Точнее, Жогорку Кенеш 29 июля обсудил законопроект сразу в трех чтениях и принял его. 81 депутат проголосовал «за», двое - «против».

Руководство министерства отметило, что бизнес-сообщество критикует первоначальный вариант законопроекта, и добавило, что парламентом документ был принят с некоторыми изменениями.

Министр Акылбек Жапаров утверждает, что действующие законы связывают руки правительства в принятии решений в кризисное время, а процесс исполнения необходимых мер задерживается, потому что каждый раз нужно получать согласие парламента. Он подчеркнул, что законопроект позволяет миновать этот недостаток и не создает какой-либо угрозы для предпринимательства:

- Как заместитель председателя кабинета министров, министр экономики и финансов я не смог купить себе iPad. У меня есть свой iPad, но я решил проверить. Объявили тендер, пока все уточняли, прошло 17 дней и только после этого купили. Сказал, что там нет разъема для сим-карты, тогда сказали нужно еще раз провести тендер. Хотели купить разработки Академии наук, продукцию отечественных предпринимателей, но опять же необходимо провести международный тендер. Их надо объявлять по правилам ЕАЭС. Хотели отдать тендеры на строительство дорог местным предпринимателям, но их тоже надо проводить по тем правилам, где выиграют иностранные компании, наши работают только на втором плане. Чтобы поменять правила, надо обращаться в парламент, где все будет обсуждаться по три месяца и затянется на год-два. Если вы разрешите, мы хотели бы просто преодолевать вот такие барьеры сами. Мы не будем это делать в тени, кабинет министров примет постановление, разместит на сайте и будет советоваться с общественностью. Оказывается, правительство стало не исполнительным органом, а совещательным. Только посоветуешься и думаешь принять решение, как приходит юрист и говорит: «Вас тогда арестуют». И все, потом сидишь и ничего не можешь решить.

Как и отмечалось на парламентском заседании, в случае принятия такого закона правительство получит право распределять до 20% доходов и расходов бюджета без согласия Жогорку Кенеша. Исполнительная власть в случае принятия закона сможет самостоятельно предпринимать и другие меры.

Такое положение и взбудоражило предпринимательскую среду. Большинство опасается, что с принятием закона о чрезвычайной ситуации правительство будет вмешиваться во многие отрасли, сможет вводить дополнительные налоги и проводить различные проверки. Вот что говорит предприниматель Гияс Халилов:

- Пандемия сильно ударила по бизнесу. Несмотря на то, что мы в ЕАЭС, Казахстан закрывает границу. Россия повысила цены на сырье. По этому поводу через Торгово-промышленную палату мы обратились в суд в Минске. Цены российских компаний другие, а у нас другие показатели себестоимости, что приводит к нечестной конкуренции, и мы обанкрочиваемся. Что нас больше всего раздражает в этой ситуации? Вы предлагаете дать участковым милиционерам право проверять предпринимателей. Это унизительно. Например, мое предприятие не скрывает налогов, до последней копейки работаем в рамках закона. И сейчас мы вернемся в 90-е годы? В отличие от других я знаю про это не понаслышке, тогда мы больше доверяли бандитам, чем правоохранительным органам. Поэтому, я требую отменить вашу инициативу.

Зампред кабинета министров Акылбек Жапаров ответил, что расширение полномочий участковых милиционеров не дает им права проводить проверки. По его словам, сотрудники милиции будут только регистрировать геолокацию предпринимателей.

«На предпринимателей, вовремя оплачивающих налоги, никто не будет оказывать давления. Они под защитой государства», - заверил Жапаров.

Споры о законности закона

Часть предпринимателей требовала отозвать законопроект, другая же отмечает, что его можно принять, предварительно убрав некоторые пункты. Если одни утверждают о негативных последствиях поспешного принятия, другие напоминают об оставшихся рисках даже в переделанном документе.

Свое мнение выразил и исполнительный директор Международного делового совета Аскар Сыдыков:

- Я ознакомился с новой версией закона, многие спорные моменты убрали. Но все же остались риски. Мы, бизнес-сообщество, много раз говорили, что хотим видеть, как государственная политика стимулирует предпринимателей, а не администрирует. Чтобы заставить бизнес платить налоги, надо создать для него упрощенную среду. А в этом законе предусмотрены лишь административные меры. Есть ряд статей, вызывающих опасения. Самое опасное то, что во многих статьях, где предусмотрены различные меры, написано: «и другие меры». Это позволяет добавлять все что угодно и проводить любые мероприятия. Нет никакой гарантии, что завтра кабинет министров, принимая решения в рамках этого закона, будет советоваться с нами.

Поначалу свое мнение по данному законопроекту выразили некоторые предприниматели, с заявлением выступил бизнес-омбудсмен Кыргызстана Робин Орд-Смит, а 10 августа более 70 бизнес-ассоциаций обратились к президенту Садыру Жапарову с просьбой наложить вето на закон.

Национальный Альянс бизнес-Ассоциаций (НАБА) в своем заявлении отметил, что закон нельзя принимать, потому что он позволяет проводить рейдерский захват предприятий, искусственно обанкротив их, подтолкнет предпринимателей уходить в тень, ухудшит условия ведения бизнеса и усилит коррупцию в ведомствах.

По мнению НАБА, необходимо наложить на закон вето и вернуть его на доработку с последующим участием в обсуждениях всех сторон. Позицию ассоциации озвучила представитель НАБА, юрист Таттыбюбю Эргешбаева:

- Акылбек Усенбекович говорит, что сейчас у нас чрезвычайная ситуация и поэтому нет необходимости обсуждать закон о введении чрезвычайной ситуации в экономике. Это неправильная информация, нужно было проводить общественные слушания. В регламенте парламента нет точного определения, как и ограничений на то, что можно проводить три чтения за один день. Но мы должны понимать, что это не один закон, а целый пакет законов. Поэтому это очень спорный вопрос. Отсутствие анализа регулятивного воздействия закона и экспертизы – большая ошибка. Я понимаю, что кабинет министров – одно из структурных подразделений администрации президента, но это не дает ему права не проводить экспертизу закона и общественное обсуждение. 80% бюджета формируют предприниматели, нужно было обязательно с ними посоветоваться и провести общественные слушания.

Согласно процедуре принятия нормативных актов президент Садыр Жапаров должен подписать закон в течение 14 дней. Если учитывать, что парламент поддержал законопроект 29 июля, окончательное решение главы государства станет известно в течение двух дней.

Ссылка: https://rus.azattyk.org/a/31408491.html