О нас / СМИ о нас /
Коррупция и широкие полномочия власти. Бизнес-ассоциации о законе ЧС в экономике

kaktus.media
4 августа 2021

Недавно Жогорку Кенеш в трех чтениях принял закон о чрезвычайной ситуации в экономике Кыргызстана. По этому закону свое мнение уже выразил бизнес-омбудсмен Робин Орд-Смит, который отметил, что выявил отдельные моменты, которые потенциально могут оказать негативное влияние на субъекты бизнеса и экономику страны в целом. А секретариат Антикоррупционного делового совета (АДС) распространил официальное заявление о противоречии введения режима ЧС в экономике в политике президента Кыргызстана.

Исполнительный директор, Ассоциация рынков, предприятий торговли и сферы услуг КР Артур Ташибеков

- Принятый законопроект направлен на увеличение штрафов. Например, за неправильное использование ККМ штраф раньше был на уровне меньше 40 тыс. сомов, а сейчас поднимается до миллиона сомов.

Вводится также возможность штрафовать торговый объект даже за незначительные нарушения. Это все делается именно в организованном секторе торговли, там, где все на виду, предприниматели не скрываются. Но из-за таких высоких штрафов они могут пытаться договориться, или проверяющий будет использовать какие-то незначительные нарушения под угрозой оштрафовать на миллион.

Подчеркну, под ударом окажется организованная легальная торговля.

А вот теневому сектору - это те, кто не платит налоги и остается невидимым, почти ничего не грозит.

Когда вводятся штрафы в легальном секторе, то возникает дополнительный повод уйти в тень. Бизнесмен понимает, что если один-два раза получить штраф по миллиону сомов, то предприятие может обанкротиться.

При этом ответственность, например, за ККМ, возлагается на администрацию торгово-рыночных комплексов. Но это несвойственные им полномочия. Они являются такими же субъектами предпринимательства, как и арендаторы.

Нельзя перекладывать государственные функции на арендодателей, поскольку это противоречит системе взаимоотношений в области администрирования и взимания налогов.

Этим должны заниматься только соответствующие уполномоченные органы, обученные налоговые инспекторы.

Этот законопроект не прошел процедуру анализа регулятивного воздействия, как того требует действующее законодательство. Бизнес не привлекался в рабочую группу, не было заседаний и встреч. Если принятие законно прошло с нарушением законодательства, то можно только догадываться, как это все будет работать.

В экономике действуют другие законы - экономические, здесь штрафами и дубинкой не наведешь порядок.

Президент говорил о защите собственности, поддержке предпринимательства и улучшении инвестиционного климата. К сожалению, эти указания не исполняются кабмином, который ведет другую политику, подставляя таким образом президента.

Исполнительный директор Международного делового совета Аскар Сыдыков

- Этот законопроект для нас был неожиданным. У нас возникли многочисленные вопросы по поводу того, как он будет применяться, потому что даются очень широкие полномочия правительства, особенно уполномоченному органу - Министерству экономики и финансов. Мы не припомним таких полномочий, чтобы правительство могло менять ставки налогов по своему усмотрению.

Поэтому здесь очень много вопросов: насколько необходимо признавать ситуацию в экономике чрезвычайной? Будут ли расширенные полномочия правительства и министерства использованы по назначению? Не приведут ли они к рискам для бизнеса, предпринимательской деятельности и в целом для экономики?

В справке-обосновании обозначены благие цели. Но есть риск того, что некоторые решения могут быть недостаточно проработанными и привести к нежелательным последствиям.

Учитывая, что кабмин будет наделен полномочиями, то это может создать дополнительную нагрузку на любой вид бизнеса — малый, средний, крупный. Это может создать жесткое регулирование цен и наложить дополнительную ответственность на бизнес.

Этот документ нужно изучать и изучать. Но он принят поспешно — во втором и третьем чтениях за один день. Такие серьезные законопроекты нецелесообразно принимать так спешно. Должно быть общественное обсуждение, оно должно длиться 30 дней. Мы должны внести свои предложения, замечания, обсудить их. Есть такое понятие, как парламентские слушания, потом только принимать в первом и втором чтениях с промежутком в 10 дней. По регламенту Жогорку Кенеша в нескольких чтениях можно принимать только те законопроекты, которые касаются только редакционных поправок. Серьезные изменения в нескольких чтениях в один день принимать нельзя, нарушены процедуры принятия закона.

Бизнесу сейчас очень сложно, сколько инвестиций уже ушло. Если посмотреть динамику снижения притока инвестиций и увеличение оттока, то это огромные цифры не в пользу нашей страны. Если посмотреть динамику созданных рабочих мест и ликвидированных, то здесь тоже сложная ситуация. Поэтому нужно максимально помогать, вливать деньги в экономику, снижать налоговые ставки, но никак не увеличивать бремя на бизнес.

Председатель Ассоциации перевозчиков и логистов КР Темирбек Шабданалиев

- Непонятно, почему этот вопрос поднимает правительство. Обычно бизнес просит объявить о ЧС, когда экономическая ситуация дошла до минимума. Просит сделать какие-то льготы, уступки со стороны правительства.

Здесь же противоречия природе бизнеса. А после коронавируса и мирового экономического кризиса у нас очень серьезная ситуация в бизнесе, она неудовлетворительная.

Если правительство хочет закрутить гайки, чтобы заставить платить налоги, ввести штрафные санкции, то это неправильно.

Мы же открытая и экономически либеральная страна, президент многократно объявлял, что приоритет — это предпринимательство, развитие экономики. Поэтому если экономике не дать развиться, не дать возможности свободного развития, то мы придем к плачевным результатам.

Несмотря на коронавирус и кризис, кыргызская экономика показывает какую-то позитивную динамику, сельское хозяйство увеличивает объемы экспорта, показатели удовлетворительные. Это говорит о том, что у экономики страны здоровое начало и она может встать с колен. Но если какие-то административные меры будут воздействовать на экономику, то это приведет к торможению развития.

Президент ассоциации поставщиков (производителей и дистрибьюторов) КР Гульнара Ускенбаева

- Закон написан достаточно общими фразами, однозначно говорить, что он сразу повредит бизнесу, рано. Но если вспомнить предыдущие действия правительства (например, прошлогодние режимы ЧС и ЧП, когда правительство не поддержало и никак не помогло малому и среднему бизнесу), то и ожидания от этого закона соответствующие.

Гульнара Ускенбаева

Какие последствия могут быть? Например, ранее во время ЧП вводилось госрегулирование на привозные макароны, что, соответственно, повлияло на цены. Образно говоря: вот макароны. Есть из твердых сортов пшеницы или обычные. Все привели к одной цене, не выше 50 сомов. Если ты купил за 38 и за 50 продаешь, ты в плюсе, а если купил за 90? То как можно продавать по 50 сомов? Естественно, человек в минусе.

И на этот раз тоже собираются госрегулирование ввести. Не стоит забывать, что бизнес - это не только прибыль. Мы создаем рабочие места.

Даже после того как заработает закон, как будет применяться госрегулирование, насколько будут слышать бизнес при этом? Мы же тоже часть населения, мы тоже страна. Иногда нас противопоставляют, и это очень обидно. И мы сейчас пока очень осторожны в оценках этого законопроекта. Мы опасаемся, что закон может навредить нам.

Эксперт Антикоррупционного делового совета Айдар Мамбеткадыров

- Он был написан именно для ЧС, когда в экономике идет де-факто такая ситуация и управление должно быть соответствующим. По концепции такой законопроект нужен, но надо вводить определенные изменения, потому что в прошлом году из-за пандемии бизнес понес потери. Эти потери оказали влияние на множество факторов: на рабочую силу, поступление налогов и так далее. Соответственно, должны быть меры, направленные на оперативное реагирование и решение вопросов, поэтому концептуальная часть законопроекта одобряется.

Но в содержании есть непонятные моменты, которые вызвали резонанс и озабоченность у бизнес-сообщества.

Во-первых, законопроект может повлиять на стабильность экономической системы в целом. Один из самых сомнительных моментов - повышение НДС.

Бизнес заложил определенные средства, учел все расходы и идет по самому минимуму (это в том числе зарплата и Соцфонд). И тут продажи упали из-за ситуации, а еще и налоги повышают. И бизнесмен уже не знает, как из ситуации выходить, сокращать ли сотрудников и так далее. Это единичный пример.

Айдар Мамбеткадыров

Также могут возникнуть проблемы с порталом госзакупок, там четко определено, что покупать и по какой цене. Но при изменении расчеты могут поменяться.

Помимо этого, говорится о новых категориях штрафов, которые в несколько раз превышают действующие категории.

Усиливаются полномочия самого кабмина по снижению или повышению налоговых ставок, таможенному регулированию, лицензированию в недропользовании, банкротству и госзакупках. Тут вообще непонятно, как будут действовать.

И главное, по данному закону не был проведен анализ регулятивного воздействия нормативно-правовых актов. Не был посчитан ущерб. Соответственно, не были выполнены важные требования, указанные в регламенте Жогорку Кенеша - АРВ и антикоррупционная экспертиза. Я уже не говорю об общественных обсуждениях и круглых столах.

Этот закон дает право произвольно менять ставки налогов, процедуру самого налогового администрирования. После будут довольно большие штрафные санкции. Не нужно было этот закон поспешно принимать в трех чтениях.

Давайте вспомним действия правительства в прошлом году во время ЧС. Власти не поддержали бизнес, он сам начал выходить из ситуации. Крупному бизнесу трудно, а вот средний и малый бизнес может закрыться или уйти в тень, то есть они не будут показывать поступления, налоги. И таким образом такой закон будет иметь обратный эффект.

URL: https://kaktus.media/443590