О нас / СМИ о нас /
Диалог — это способ услышать друг друга

Елена МЕШКОВА. Фото Павла РЯЗАНОВА
10 августа 2016

Как помочь бизнесу и бюджету страны? Что нам мешает и что поможет? В очередной раз проблемы развития предпринимательства в ведущих отраслях экономики обсудили представители правительства, бизнес-сообщества, международных организаций, госорганов, депутаты парламента на дискуссионной площадке Международного делового совета (МДС).

Глава МДС Руслан Чыныбаев, обосновывая выбор темы, подчеркнул: участились обращения бизнесменов с просьбой помочь в решении важнейших вопросов, затрагивающих предпринимательство, а значит, и качество инвестиционного климата в стране: «Подводя экономические итоги первого полугодия 2016 года и продолжая традиции поддержки бизнеса государством, мы проводим очередной государственно-частный диалог для обсуждения проблем в бюджетообразующих отраслях. Его цель — выработать рекомендации и дать положительный посыл отечественным и иностранным инвесторам».

По словам вице-премьера Олега Панкратова, курирующего экономику в отечественном кабмине, «в последнее время власти констатируют, что диалог стал постоянным и дает реальные результаты. Но есть еще много требующих решения проблем, их надо идентифицировать и наметить конкретные пути для движения вперед. Мы готовы к диалогу!»

Министр экономики Арзыбек Кожошев в свою очередь говорил о принципах работы, в частности, об открытости, гибкости, прозрачности и значимости продолжения эффективного государственно-частного диалога, о работе Координационного совета при министерстве по взаимодействию с бизнес-сообществом, на котором еженедельно в ходе тематических встреч предприниматели из центра и регионов обсуждают свои нужды.

В рамках фискальных реформ отменен налог с продаж на экспорт товаров, работ, услуг и их реализацию вне территории КР; процедуры уплаты и сроки предоставления отчетности теперь ежеквартальные для МСБ, вдвое увеличен регистрационный порог по НДС (с 4 до 8 млн. сомов).

Среди тем «региональной направленности» — создание логистических центров для организации сбыта сельхозпродукции, уровень ставок социальных отчислений, которые сегодня, на взгляд бизнеса, весьма высоки. Региональные предприниматели считают необоснованным рост налогов на некоторые виды бизнеса, в частности на основе добровольного патента. Жалуются они и на факты повторного наложения инспекторами-налоговиками штрафов (пени), считают слишком частыми проверки со стороны территориальных налоговиков и приводят факты необоснованного наложения штрафов. По мнению бизнесменов, отсутствует реальный активный диалог между ними и областными, районными властями, региональные же затрудняют ведение бизнеса, хотя очевидно, что его развитие решает социально-экономические проблемы на местах. Есть жалобы людей на отсутствие длинных и дешевых кредитов, на по-прежнему высокие процентные ставки по кредитам. Есть претензии и к сложности процедуры оформления кредита в КРФР, пороговые суммы для МСБ слишком высоки, недостаточно информации об условиях выдачи кредитов КРФР, да и всей деятельности фонда. К тому же отсутствует широкое применение сомовых кредитов — высоки требования к залоговому обеспечению. Очевидно: населению и бизнесу требуются тренинги и методические пособия, разъясняющие возможности фискальных и таможенных вопросов ЕАЭС, особенности подготовки бизнес-проектов. Ну и, как всегда, встает актуальный вопрос о росте финансовой грамотности населения и т. д. Минэкономики на основе этих запросов из народа составило план из 52 пунктов и адресовало его разным госорганам. Дело за ответами, но не отписками!

Также глава ведомства кратко проинформировал об актуальных направлениях, в рамках которых министерство работает. В частности, сокращено от 500 до 98 количество разрешений и лицензий, введен принцип «молчание — знак согласия» в лицензионно-разрешительной системе, то есть в случае если гос-орган-лицензиар в течение 30 дней не выдает разрешения или не дает мотивированного отказа, лицензия/разрешение считается выданным. Уравниваются права лицензиара и лицензиата, на сегодня лицензия аннулируется только решением суда, то есть госорган-лицензиар не имеет права своим решением аннулировать действия лицензии/разрешения.

Чтобы упростить и сделать более либеральным порядок лицензирования, в экономическом ведомстве предлагают: сократить 12 видов лицензируемой деятельности; отменить плату за выдачу лицензий (за исключением ограниченных ресурсов); ввести автоматизированную информационную систему выдачи лицензий и разрешений в электронном виде, в режиме онлайн. Что же касается наболевшей темы проверок субъектов бизнеса, то вновь созданные предприятия следует освободить от проверок контролирующих органов на три года, ограничить срок контрольной проверки до одного дня, да и вообще предлагается сократить количество государственных контролирующих органов с 13 до 11, постановление кабмина по этому вопросу предстоит рассмотреть депутатам после летних каникул.

О главном на сегодня для финансового сектора поведал глава комитета МДС по финансовому рынку Уланбек Термечиков: «Есть несколько блоков, по которым мы на данном этапе работаем с гос-органами, и это обнадеживает. Динамика финансовых показателей говорит о наличии совместных усилий. Кыргызстан сегодня может гордиться, что успешно проходит период замедления экономического роста в то время, когда у большинства — спад. В Центральноазиатском регионе мы являемся примером — успешно прошли период нестабильности валютного курса и показываем, как решать проблемы экономического роста. Главный вопрос — динамика валютного курса. Думаю, сейчас Кыргызстан демонстрирует самую стабильную динамику в сравнении с соседями. Сом с начала года укрепляется. Это говорит, во-первых, о доверии к нацвалюте, а во-вторых, — о роли Национального банка как регулятора, успешно принимающего меры как по стабильности курса, так и по ограничению резких скачков и колебаний. По многим макроэкономическим и финансовым показателям мы возвращаемся к докризисному уровню 2013-го — начала 2014 года. Средняя ставка по рынку ГКВ, процентные ставки по межбанковским заимствованиям демонстрируют положительную динамику, давая возможность банкам прогнозировать свою работу. Все меры закладывают хорошие возможности для второго полугодия и 2017 года», — оптимистично заверил банкир.

В то же время он встревожен: существует ряд безотлагательных вопросов, хотя и не глобальных, но требующих решения. По ним идет диалог, но пока не поставлена финальная точка: «Это вопросы инвестиционного климата, а также налогообложения, когда банки с иностранным капиталом с целью соответствия новым требованиям законодательства по устойчивости используют прибыль, накопленную за прошлые годы, для увеличения уставного капитала. В некоторых случаях остается возможность для трактования и рассмотрения этой бухгалтерской операции как предмета для налогового события. При этом ГНС, правительство, НБ понимают, что, по сути, эта операция не должна вести к каким-то налоговым обязательствам, тем более что она связана с переклассификацией прибыли прошлых лет в уставный капитал. На мой взгляд, государству надо стимулировать процесс, когда часть заработанной прибыли реинвестируется, остается в стране, работает в экономике.

Мы же пытаемся в этих случаях трактовать это как налоговое событие, что, с одной стороны, демотивирует бизнесменов, а с другой — создает определенное сомнение в том, насколько прозрачно и прогнозируемо наше законодательство в области налогов. Уверен, что в ближайшее время (мы очень надеемся на это) появится прогресс в этом вопросе — в части изменений и разъяснений в Налоговый кодекс, которые сняли бы разночтения и дали ГНС четкое основание не обкладывать налогом эти действия».

Также он отметил, что в свете экономических санкций против России, усиления ограничений финансовой деятельности российских компаний и банков это косвенно влияет и на кыргызстанские финансовые организации — появились сложности в расширении сотрудничества с зарубежными банками: «В первую очередь это касается возможности открытия корреспондентских отношений, счетов кыргызских банков в зарубежных, поскольку все платежи в долларах в конечном счете должны проходить через американские банки как конечные держатели долларовых средств.

В этом случае возможность для нас иметь прямые счета в американских или иных банках позволяет значительно снизить транзакционные издержки, увеличить скорость, безопасность проведения платежей для клиентов банков. Но сегодня мы сталкиваемся с тем, что возникают не только определенные трудности, связанные с открытием новых корсчетов, но и угроза закрытия существующих. В этой ситуации мы практически исчерпали возможности самостоятельно решить этот вопрос, но надеемся, что с помощью госорганов, финансовых и экономических, можно его поднять на новый уровень. Недавно Кыргызстан прошел инвестиционную оценку международного рейтингового агентства Moody’s, которое является одним из наиболее уважаемых и широко используемых в мире источников кредитных рейтингов, аналитических исследований и материалов по анализу рисков. Один из положительных эффектов этого — высокий кредитный рейтинг поможет развитию бизнеса, в том числе финансового, в нашей стране».

Кыргызская Республика в декабре 2015 года получила суверенные кредитные рейтинги «В2 стабильный» и «В» от международных кредитных рейтинговых агентств Moody’s Investors Service и Standard & Poor’s. Эти научно-исследовательские и кредитные рейтинги широко используются и признаны инвесторами всего мира. Опубликованный топ-лист увеличивает интерес и осведомленность об инвестиционных возможностях КР.

В настоящее время у Кыргызстана установлены партнерские отношения и осуществляются корреспондентские платежи с банками трех регионов мира — это США и Европа, затем — Россия, а сейчас активными участниками являются и китайские банки, через которые можно проводить платежи в юанях, что облегчает торговлю и бизнес. Наша страна, как подчеркивают отечественные банкиры, намерена сохранить возможность выхода к этим трем рынкам, но не имеет целью замыкаться только на них.

О проблемах горнодобывающей отрасли убедительно и аргументированно рассказала член комитета МДС по минеральным ресурсам Айчолпон Жорупбекова. Она подчеркнула, что положительные сдвиги, безусловно, имеются. Это — наличие постоянного и открытого диалога всех сторон, улучшение доступа к информации, а значит, повышение степени прозрачности, участие Госкомитета промышленности, энергетики и недропользования (недавнего Госагентства геологии и минеральных ресурсов) в урегулировании вопросов с местным населением.

Вместе с тем главные сложности — в отсутствии единой политики и «ситуационный» (а не системный) подход при принятии нормативно-правовых актов (НПА); фискальный режим усложнен, нестабилен, а соблюдать его сложно. Одна из главных трудностей — получение права на землю при имеющейся лицензии, в результате инвесторы не могут осуществить задуманные мероприятия.

Что делать? По мнению эксперта МДС, нужно наконец определиться со статусом Стратегии развития горнорудной отрасли республики и ее принятием на всех уровнях власти. Для обеспечения стабильного развития отрасли нужна долгосрочная программа принятия НПА в сфере недропользования на базе упомянутой стратегии. Законы следует принимать только в пакете с сопутствующими подзаконными актами, поскольку у нас часто дополнительные нормы искажают содержание самого закона. И вообще, стране необходимо принятие всеобъемлющего Горного кодекса (по примеру ряда стран — соседей по СНГ), о котором говорится уже много лет.

«Заявления властей Кыргызстана о национализации толкают на мысль, что горнорудная отрасль не нужна государству», — отметила в ходе дискуссии А. Жорупбекова. По ее словам, отрасль стала прозрачной, появилась информация о лицензиатах, конкурсах, аукционах. «Раньше позиция государства была нейтральной при разрешении конфликтов с местным населением, а сейчас профильное ведомство активно участвует в этом. Однако нет государственной политики недропользования, фискальный режим горнорудных компаний не упорядочен, у разработчиков возникают сложности при получении прав на землю. Власти заявляют о национализации, мораториях, дополнительных пошлинах, что наводит на мысль о том, что эта политика не нужна государству», — поясняет эксперт.

По поводу сложности, нестабильности фискального режима она предлагает в части платежа за удержание лицензии (ПУЛ) пересмотреть принципы увеличения ставок, усилить ответственность по своевременному и верному расчету ПУЛа. А госорганы, по предложению эксперта, должны определять территориальную принадлежность лицензионных площадей. Бонус предлагается исключить для поисковых и разведочных лицензий, следует придерживаться принципа разового платежа при получении прав на разработку, а вообще, и порядок расчета бонуса неплохо пересмотреть тоже. Требуют доработки положения о налоге на доходы золотодобывающих предприятий и о порядке администрирования двухпроцентного регионального сбора. В части же землеотвода предложено упростить процедуру трансформации участков для целей недропользования, исключить согласование с органами центральной власти, привести в соответствие со сроком лицензии плату за сельхозпотери и упущенную выгоду. Также эксперт считает необходимым принять нормы, дающие право недропользователям приостанавливать оплату ПУЛа в случае отсутствия доступа к лицензионной площади.

Обсуждение показало «тонкие» места в диалоге государства и частного сектора.

В частности, глава Госкомитета промышленности, энергетики и недропользования Дуйшенбек Зилалиев считает, что «лицензии на поисковые и разведочные работы в Кыргызстане не работают». По его словам, в выделении земель существуют реальные проблемы, особенно в части разработки или разведки. «Нужно отойти от трансформации к аренде, отказаться от реестра земель полезных ископаемых, так как он не работает. Кроме того, нельзя бездумно повышать плату за удержание лицензии. Большинство лицензий на поисковые и разведочные работы, к сожалению, не работает. Копеечные платежи не стимулируют лицензиатов быстро начать работу. Поэтому мы наблюдаем картину, как они по 5-10 лет держат лицензии и перепродают их. Мы готовы отказаться от взимания платы на 2-3 года, — сказал Д. Зилалиев. — Госкомитет предлагает отказаться от разовых платежей (бонусов) и остановиться только на роялти. Этот вариант пока на стадии обсуждения».

Приоритетным направлением IFC в Кыргызстане является поддержка развития и диверсификации частного сектора для улучшения конкурентоспособности страны и возможностей трудоустройства. IFC помогает совершенствовать операционную деятельность компаний, создавать благоприятную среду для ведения бизнеса и увеличить доступ к финансированию для МСБ. IFC также нацелена на рост прямых инвестиций в агросектор и горнорудную промышленность и исследует возможности увеличения проектов по возобновляемой энергетике и энергоэффективности, в том числе через государственно-частное партнерство.

Глава офиса Mеждународной финансовой корпорации (IFC) в Кыргызстане Мартин Негеле напомнил участникам, что проблемы горнодобывающей отрасли важны для страны в настоящее время, как и пару десятков лет назад, — именно IFC инвестировала в Кумтор более 20 лет назад. По его словам, недавно корпорация вложила более 4 млрд. долларов в перспективный проект в Монголии, есть планы и в Латинской Америке. Он предложил подумать об интересах компаний: масштабные средства появляются у учредителей горнодобывающих компаний, когда начинается реальная добыча золота. В период же геологоразведки, изысканий средств, как правило, у инвесторов немного. Инвесторы, намечая объекты вложений, делают детальный баланс рисков и возможных доходов. «И если государственная политика сразу требует много ранних доходов и платежей, это хорошо для государства, но может оттолкнуть полезных инвесторов. Кыргызстану нужна объективная, всесторонне взвешенная инвестиционная политика, и мы рады обсуждать этот вопрос с вами».

О многом еще шла речь в ходе диалога. Вице-премьер О. Панкратов, подытоживая, не только предложил участникам дискуссии — как уже выговорившимся, так и пока промолчавшим, но имеющим конкретные, дельные идеи и предложения, — направлять их в письменном виде (в том числе в бумажном и электронном вариантах) на его имя в правительство Кыргызстана: «Госмашину запустить в нужном направлении сложно, но можно, и для этого нужны ваши конкретные предложения».

Источник: http://slovo.kg/?p=73672